По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2016 N Ф07-5830/2016 по делу N А05-13623/2015
Требование: О признании частично недействительными предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Управляющей компании предписано устранить нарушения, выразившиеся в необеспечении исправной работы циркуляционного трубопровода горячей воды и допущении подтопления техподполья подъездов дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, несмотря на то что в договоре управления домом не предусмотрено выполнение спорных работ, компания не освобождена от соблюдения общеобязательных требований, направленных на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. по делу в„– А05-13623/2015
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., рассмотрев 09.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.2016 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Смирнов В.И.) по делу в„– А05-13623/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (ОГРН 1072901002052; ИНН 2901160290; место нахождения: г. Архангельск, ул. Парковая, д. 2; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; место нахождения: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38/1; далее - Инспекция) от 21.10.2015 в„– А-07/02-12/1674/1, а также пунктов 1, 2 предписания Инспекции от 21.10.2015 в„– А-07/02-12/1674.
Определением суда от 19.11.2015 требование о признании недействительным предписания Инспекции от 21.10.2015 в„– А-07/02-12/1674/1 выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А05-13727/2015.
Решением суда первой инстанции от 20.01.2016 в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания Инспекции от 21.10.2015 в„– А-07/02-12/1674 отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, у него отсутствует обязанность осуществлять ремонт циркуляционного трубопровода горячей воды (полотенцесушитель) в квартире многоквартирного дома и устранять подтопление техподполья в доме, поскольку договором управления многоквартирным домом не предусмотрено выполнение работ капитального характера.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения жильцов дома в„– 5 по ул. Дежневцев в г. Архангельске и распоряжения от 15.10.2015 в„– А-07/01-15/3376 Инспекция провела внеплановую выездную проверку Общества, осуществляющего деятельность по управлению указанным многоквартирным домом, по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
В ходе проверки Инспекцией выявлено и зафиксировано в акте от 20.10.2015 в„– А-07/02-06/1674, что Обществом в нарушение пунктов 5.3.2, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 в„– 170; далее - Правила в„– 170) не обеспечена исправная работа циркуляционного трубопровода горячей воды в ванной комнате квартиры в указанном многоквартирном доме, а также допущено подтопление техподполья в районе II, III, IV подъездов дома.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 16.11.2015 управляющей организации выдано предписание от 21.10.2015 в„– А-07/02-12/1674 (пункты 1, 2).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемых пунктов предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу требований Правил в„– 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности, нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (пункт 4.1.1); инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки (пункт 5.3.2).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, не обеспечило исправную работу циркуляционного трубопровода горячей воды (полотенцесушитель) в ванной комнате квартиры в этом многоквартирном доме, а также допустило подтопление техподполья в районе II, III, IV подъездов многоквартирного дома.
Согласно экспертному заключению от 30.10.2015 в„– 49/15-СЭ, приобщенному к материалам дела, наиболее вероятными причинами снижения циркуляции воды на отдельных участках или во всей системе горячего водоснабжения являются уменьшение первоначального диаметра труб при их замене и перекрытие сечения труб шлаками во время эксплуатации.
Исходя из того, что Инспекция оспариваемым предписанием не возлагала на управляющую организацию обязанность устранить неисправность всей системы горячего водоснабжения, а только полотенцесушителя, являющегося отдельным элементом системы, который должен содержаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность коммуникаций для предоставления коммунальной услуги, то есть его ремонт относится к текущему, суды пришли к выводу о правомерности пункта 1 предписания.
Отклоняя довод Общества о том, что причиной подтопления подвала является ненадлежащее состояние наружных сетей канализации, причина подтопления при проведении проверки Инспекцией не установлена, суды указали, что предметом проверки являлось соблюдение заявителем обязательных требований жилищного законодательства к нормируемому температурно-влажностному режиму подвалов и техподполий.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 в„– 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций, исходя из того, что определенный в договоре управления многоквартирным домом круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, направленных на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, пришли к выводу о соответствии оспариваемых пунктов предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А05-13623/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
------------------------------------------------------------------