Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.01.2016 по делу N А21-9187/2014
Требование: Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Признаны незаконными действия общества в части взимания платы с пассажиров за оформление проездного документа разъездным кассиром в поезде пригородного сообщения в размере 24 рублей сверх утвержденного тарифа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку взимание дополнительной платы за оформление проездного документа разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без билетов со станций , где производится оформление проездных документов, соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. по делу в„– А21-9187/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Подвального И.О., рассмотрев 18.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2015 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу в„– А21-9187/2014,

установил:

Открытое акционерное общество "Калининградская пригородная пассажирская компания" (место нахождения: 236039, город Калининград, Железнодорожная улица, дом 13-23, литера А, ОГРН 1103926011969, ИНН 3905614482; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения от 23.10.2014 в„– АМЗ-89/2014 и предписания от 23.10.2014 в„– 237-АМЗ Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (место нахождения: 236006, город Калининград, Барнаульская улица, дом 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090; далее - Управление) о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, председателя Калининградской областной думы Оргееву М.Э., Киселева Владимира Федоровича, Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (место нахождения: 236000, город Калининград, Советский проспект, дом 13, ОГРН 1023900773192, ИНН 3905031762).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности. Управление полагает, что является неправомерным взимание с пассажиров платы за оформление проездного документа разъездным кассиром в поезде сверх установленной платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 в„– 119-02н/13 (далее - Приказ в„– 119-02н/13.).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 31.03.2014 в Управление поступило обращение председателя Калининградской областной думы Оргеевой М.Э. и гражданина Киселева В.Ф. о неправомерном взимании Обществом платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 руб. сверх платы, утвержденной Приказом в„– 119-02н/13.
Приказом руководителя Управления от 20.06.2014 в„– 279 в отношении Общества возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в„– АМЗ-89/2014.
Решением Управления от 23.10.2014 в„– АМЗ-89/2014 Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа (билета) проездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 руб. сверх платы, утвержденной Приказом в„– 119-02н/13.
На основании названного решения антимонопольный орган выдал Обществу предписание от 23.10.2014 в„– 237-АМЗ о незамедлительном прекращении взимания платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 руб.
Общество оспорило решение и предписание Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, сделав вывод об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушений запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действующей редакции).
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции").
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 в„– 103-т Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Калининградской области, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел I "Железнодорожные перевозки", под регистрационным в„– 39/1/2.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 17-ФЗ) перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте. Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (пункт 4 статьи 14 Закона в„– 17-ФЗ).
Из статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с пунктом 23 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 в„– 111, порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
По общему правилу пассажир приобретает билет на проезд до посадки в транспорт общего пользования по цене, определенной на основании утвержденного в установленном порядке тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 в„– 643 утверждены Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата, в отношении которых регулируются государством.
Из подпункта "д" пункта 8 названного Перечня следует, что оформление проездных документов на железнодорожном транспорте отнесено к выполнению (оказанию) дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте во внутригосударственном сообщении.
Тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые Обществом на территории Калининградской области, утвержденные Приказом в„– 119-02н/13, действовали в период с 01.01.2014 по 14.01.2015.
В период спорных правоотношений действовали Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 в„– 30 (далее - Правила в„– 30), из пункта 156 которых следует, что дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), - доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.
В связи с введением в действие с 12.08.2014 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 в„– 473 (далее - Правила в„– 473), признаны утратившими силу Правила в„– 30.
Согласно Правилам в„– 473 оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе автоматизированным способом или по ручной технологии, через терминалы самообслуживания, а также через веб-ресурс (пункт 20); при отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета), а перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы (пункт 22); безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа (пункт 57).
При этом утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), не относящиеся к сфере естественной монополии, относится к компетенции правления названного общества (подпункт 2 пункта 88 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 в„– 585).
Решением правления ОАО "РЖД" (протокол от 20.06.2008 в„– 18) утвержден сбор за оказание услуги по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в размере 24 руб., подлежащий взиманию с 01.07.2008 со всех категорий пассажиров, осуществивших посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где осуществляется оформление проездных документов. Сбор применяется ко всем категориям пассажиров, осуществившим посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов. Оформление проезда в поезде пригородного сообщения пассажирам, проезжающим с указанных станций без проездных документов, должно производиться с помощью переносной контрольной техники всем категориям пассажиров с выдачей разового билета и чека об уплате сбора. Принятое решение направлено Обществу телеграммой от 03.07.2008 в„– 10466.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции верно установили, что сбор в размере 24 руб. уплачивается дополнительно к цене билета пассажирами, проезжающими со станций, на которых осуществляется продажа билета. В данном случае продажа билета является дополнительной услугой перевозчика, стоимость которой покрывает его дополнительные расходы, в связи с чем правомерны выводы судов о том, что Общество обоснованно использовало установленный ОАО "РЖД" размер сбора в сумме 24 руб. при оказании дополнительной услуги по оформлению проездного билета непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов.
Исходя из приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что взимание Обществом дополнительной (сверх утвержденного для него тарифа) платы за оформление проездного документа (билета) непосредственно в поезде пригородного сообщения разъездными кассирами пассажирам, проезжающим без проездных документов со станций (остановочных пунктов), где производится оформление проездных документов, соответствовало действующему законодательству, а потому у антимонопольного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Доводы подателя жалобы о том, что спорные расходы перевозчика включены в расчет при установлении тарифов Приказом в„– 119-02н/13, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как противоречащие обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу в„– А21-9187/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------