По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2016 по делу N А56-57690/2015
Требование: О признании права собственности РФ и права хозяйственного ведения предприятия связи на часть нежилого помещения, используемого под трансформаторную подстанцию.
Обстоятельства: Предприятие ссылается на то, что спорное помещение в силу закона относится к собственности РФ и на праве хозяйственного ведения закреплено за предприятием.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку часть спорного помещения предоставлена правопредшественнику предприятия в 1975 году для размещения оборудования связи и используется для указанных целей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. по делу в„– А56-57690/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сергеевой И.В., рассмотрев 29.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу в„– А56-57690/2015,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 2057810428575, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на часть нежилого помещения 5-Н площадью 64,8 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007159:2756 (предыдущий кадастровый номер 78:12:7159:0:33:1), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д. 5, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, и Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3, лит. А, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038.
Решением от 02.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, к федеральной собственности отнесены только предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, а не любое используемое данными предприятиями имущество; сам факт использования части спорного помещения предприятием радиовещания безотносительно к исследованию оснований такого использования не может выступать основанием для отнесения спорного объекта к федеральной собственности; истец не представил изданный до законодательного разграничения государственной собственности акт уполномоченного государственного органа о закреплении спорного помещения за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения; в материалах дела отсутствует передаточный акт в подтверждение перехода к истцу от его правопредшественника права на имущество; Предприятие не подтвердило факта непрерывного использования указанного помещения, в том числе на момент разграничения государственной собственности; требования заявлены в отношении части помещения, не сформированной в качестве самостоятельного объекта и не прошедшей государственный кадастровый учет, в связи с чем она не может являться объектом права собственности.
Податель жалобы также указывает, что право собственности Санкт-Петербурга на объект недвижимости в судебном порядке не оспорено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие создано по распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 в„– 2176-р в результате реорганизации ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Московская городская радиотрансляционная сеть" в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (далее - ФГУП "РС СПб"), образованного на базе ликвидированного производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть", в состав которого как структурная единица входил Южный радиотрансляционный узел (приказы Министерства связи СССР от 16.01.1987 в„– 22, Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 в„– 181, Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.1991 в„– 77), и созданного государственного предприятия связи "ЛГРС", которое в дальнейшем переименовано в ФГУП "РС СПб" (приказ Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 в„– 42, распоряжение Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 в„– 2282-р, приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 в„– 7642).
По ордеру Жилищного управления исполнительного комитета Невского районного Совета народных депутатов от 07.04.1988 в„– 169 между ПРЭО и Южным радиотрансляционным узлом 01.04.1991 заключен типовой договор в„– 169 аренды помещения площадью 15,5 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д. 5, для использования под трансформаторную подстанцию (далее - ТП) сроком до 07.04.1993.
Впоследствии на основании распоряжения главы Территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга от 19.03.2001 в„– 406-р Комитет по управлению государственным имуществом (правопредшественник Комитета, арендодатель) и федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", впоследствии переименованное в ФГУП "РС СПб" (арендатор), 02.04.2001 заключили договор в„– 13-А000287 аренды 16,2 кв. м площади помещения 5-Н (МОП ч.п. 1, 2 и ч.п. 5) с кадастровым номером 78:7159:0:33:1 для использования под ТП сроком на 5 лет.
Договор от 02.04.2001 зарегистрирован 24.05.2001 в установленном законом порядке.
Право собственности на помещение 5-Н площадью 64,8 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007159:2756 (предыдущий кадастровый номер 78:12:7159:0:33:1) 02.07.2001 зарегистрировано за Санкт-Петербургом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.06.2015 в„– 78/040/002/2015-5666.
Дополнительным соглашением от 12.04.2007 в„– 3 к договору от 02.04.2001 стороны продлили срок его действия до 27.03.2012.
Предприятие, считая, что спорное помещение в силу закона относится к собственности Российской Федерации и на праве хозяйственного ведения закреплено за ним, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что радиопередающие центры в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1) и пунктом 6 раздела IV приложения в„– 1 к нему относятся исключительно к федеральной собственности и правопредшественники истца непрерывно с 1975 года владеют и пользуются частью спорного помещения, признали заявленные требования обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 Постановления в„– 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении в„– 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приложением в„– 1 к Постановлению в„– 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
В материалы дела Предприятие представило: паспорт ТП-88, согласно которому она находится в отдельной комнате площадью 12 кв. м в помещении технического участка первого этажа по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д. 5; копию телефонного справочника от 01.10.1991, из которой следует, что ТП-88 расположена по указанному адресу; инвентарные карточки учета основных средств от 29.10.1986 в„– 81/125, от 30.12.1998 в„– 1961, от 31.12.2014 в„– 1997 и б/д в„– 591; журнал проверки и профилактики аппаратуры ТП-88, в котором указано на регулярное с 1974 года проведение проверок оборудования, установленного в указанном помещении; планы вторичного объекта недвижимости и справку проектно-инвентаризационного бюро Невского района санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.11.2013 в„– 12/8535, из которых следует, что по состоянию на 03.05.1990 12,4 кв. м площади помещения 5-Н (конторы) использовались Южным радиотрансляционным узлом; по состоянию на 2001 год в составе помещения 5-Н учтены ч.п. 1 - 5, при этом площадь, сдаваемая в аренду, равна 12,4 кв. м, суммарная площадь, сдаваемая в аренду (с учетом площади мест общего пользования) - 16,2 кв. м; при проведении текущей инвентаризации в 2006 году выявлена самовольная перепланировка, внешние границы объекта не изменены; заключение от 06.11.2015, подготовленное кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "АртСтройПроект", согласно которому преобразование помещения 5-Н, в ходе которого будет образовано отдельное помещение, соответствующее объекту аренды, возможно без проведения строительно-монтажных работ путем выделения ч.п. 1 и 2 (коридор и санузел) в МОП здания.
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности часть помещения использовалась Предприятием, суды, правомерно сославшись на пункт 6 раздела IV приложения в„– 1 к Постановлению в„– 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности, удовлетворили требования Предприятия.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации предприятий радиотрансляционной связи усматривается, что занимавший спорный объект Южный радиотрансляционный узел входил в структуру предприятий связи, в дальнейшем реорганизованных в организационно-правовую форму Предприятия, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Довод подателя жалобы о том, что к собственности Российской Федерации может относиться лишь такое имущество Предприятия, которое было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, подлежит отклонению, поскольку критерием разграничения государственной собственности является целевое назначение имущества и характер его использования.
Довод ответчика о недоказанности непрерывного использования Предприятием части помещения, в том числе на момент законодательного разграничения государственной собственности, не может быть принят во внимание, так как документально установленные судом обстоятельства Комитет не опроверг.
Ссылка ответчика на то, что исковые требования заявлены в отношении части помещения, которая не прошла государственный кадастровый учет и не считается индивидуально-определенной вещью, также подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство при отсутствии доказательств невозможности формирования на основе части помещения самостоятельного объекта само по себе не может служить препятствием для разрешения спора о праве.
Из материалов дела следует, что часть спорного помещения предоставлена правопредшественнику истца в 1975 году для размещения оборудования связи и используется Предприятием с этого времени для указанных целей.
Исходя из установленных судами обстоятельств целевого использования помещения иные доводы ответчика также не влияют на правильность выводов судов о принадлежности Российской Федерации части спорного помещения.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А56-57690/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
------------------------------------------------------------------