Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 N Ф07-7048/2016 по делу N А66-15226/2015
Требование: О признании незаконным отказа управления Росимущества в передаче в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что границы испрашиваемого обществом участка располагаются в непосредственной близости от водного объекта - реки, на участке находятся гидротехнические сооружения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку земельный участок сформирован для обслуживания детского оздоровительного лагеря и используется обществом по назначению, наличие препятствий для приватизации участка управлением не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. по делу в„– А66-15226/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г., при участии от открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" Ломовского Д.В. (доверенность от 27.06.2016 в„– 86/2016), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.02.2016 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу в„– А66-15226/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод", место нахождения: 170003, г. Тверь, Петербургское ш., д. 45б, ОГРН 1026900513914, ИНН 6902008908 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 31.07.2015 в„– 3745-05 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества), в передаче Обществу в собственность земельного участка площадью 193 900 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000008:183, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Медновское сельское поселение; обязании Управления Росимущества предоставить Обществу в собственность за плату названный земельный участок и в месячный срок направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи.
Решением от 12.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000008:183 относится к участкам, ограниченным в обороте, и не подлежит отчуждению, поскольку границы данного участка располагаются в непосредственной близости от водного объекта - реки Тверца, на участке имеются гидротехнические сооружения - насосная станция и артезианская скважина; отсутствие в Российском реестре гидротехнических сооружений сведений о данных объектах не означает, что эти объекты не являются гидротехническими сооружениями.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что ответчик документально не подтвердил нахождение в пределах испрашиваемого земельного участка береговой полосы реки Тверца; расположенные на спорном земельном участке насосная станция и артезианская скважина предназначены только для водоснабжения объектов недвижимости заявителя и не относятся к гидротехническим сооружениям, наличие которых препятствует обороту земельных участков.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, в том числе насосная станция площадью 26,8 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000008:2490 и артезианская скважина площадью 12,6 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000008:2477, расположенные на земельном участке площадью 193 900 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000008:183 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Медновское сельское поселение, с. Медное, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду по договору от 07.03.2006 в„– 43, заключенному с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, для обслуживания детского оздоровительного лагеря "Экспресс" сроком по 31.12.2020.
Согласно кадастровому паспорту от 15.12.2015 в„– 02-69/15-1-508388 земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000008:183 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеет разрешенное использование "для обслуживания детского оздоровительного лагеря "Экспресс".
03.06.2015 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении на основании статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации названного земельного участка в собственность за плату для использования в целях обслуживания детского оздоровительного лагеря "Экспресс".
Письмом от 31.07.2015 в„– 3745-05 Управление Росимущества сообщило Обществу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку границы испрашиваемого земельного участка располагаются в непосредственной близости от водного объекта - реки Тверца, на данном земельном участке находятся гидротехнические сооружения - насосная станция и артезианская скважина, в связи с чем в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации названный земельный участок как ограниченный в обороте не может быть предоставлен в собственность Общества.
Общество, считая, что Управление Росимущества документально не подтвердило нахождение в составе испрашиваемого земельного участка береговой полосы водного объекта общего пользования, а также наличие на земельном участке гидротехнических сооружений, препятствующих обороту данного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 данного Кодекса продажа таких участков собственникам зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без проведения торгов, с 01.03.2015 определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований.
Статьей 39.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 названной статьи).
Как видно из материалов дела, Управление Росимущества, отказывая в удовлетворении заявления Общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность, сослалось на то, что данный земельный участок ограничен в обороте, поскольку его границы расположены в непосредственной близости от водного объекта реки Тверца и на участке расположены объекты, относящиеся к гидротехническим сооружениям.
Суды, всесторонне и полно исследовав собранные по делу доказательства и надлежащим образом оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из положений подпункта 10 пункта 5, пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации правомерно посчитали не доказанным Управлением Росимущества наличие оснований для отнесения спорного земельного участка к ограниченным в обороте, приватизация которых недопустима.
Вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества не представило относимых и допустимых доказательств того, что в пределах испрашиваемого земельного участка проходит береговая полоса, а находящиеся на участке насосная станция и артезианская скважина являются гидротехническими сооружениями, наличие которых влечет установление специального правового режима в отношении земельного участка. Напротив, в деле имеются документы в подтверждение обратного. Так, в кадастровом паспорте земельного участка не указано на установление в отношении земельного участка каких-либо ограничений, связанных с наличием водного объекта. Согласно акту обследования от 25.08.2015, составленному сотрудниками Управления Росимущества, северная граница земельного участка проходит на расстоянии приблизительно 30-45 м от реки Тверца и визуально расположена вне пределов 20-метровой береговой полосы. Принадлежащие Обществу насосная станция и артезианская скважина, предназначенные для водоснабжения объектов детского оздоровительного лагеря, относятся к объектам системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и не подпадают под понятие гидротехнических сооружений, определенное статьей 3 Федерального закона от 21.07.97 в„– 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
При таких обстоятельствах суды, установив, что земельный участок сформирован для обслуживания детского оздоровительного лагеря "Экспресс" и используется Обществом по назначению, площадь испрашиваемого участка соответствует площади участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих Обществу объектов недвижимости, а наличие препятствий для приватизации данного участка Управлением Росимущества не доказано, правомерно признали оспариваемый отказ незаконным и удовлетворили требования Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов об отсутствии обстоятельств, влекущих ограничение земельного участка в обороте. Однако несоответствия данных выводов имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу в„– А66-15226/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА


------------------------------------------------------------------