Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2016 N Ф07-6576/2016 по делу N А44-1662/2015
Требование: О взыскании с субъекта РФ в лице Департамента финансов убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Обстоятельства: Перевозчик ссылается на то, что расходы по перевозке пассажиров по единым социальным проездным билетам компенсированы частично.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку признан правильным расчет субсидии, представленный Департаментом, учтена частичная выплата субсидии; при отсутствии доказательств реального количества лиц, перевезенных по ЕСПБ, перевозчик не доказал причинения ему убытков в предъявленной ко взысканию сумме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу в„– А44-1662/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 23.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие в„– 3" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.02.2016 (судья Янчикова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу в„– А44-1662/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие в„– 3" (ОГРН 1065321093760; ИНН 5310013471; место нахождения: Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 13; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; ИНН 7710168360; место нахождения: г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1) и Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094; ИНН 5321028776; место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Департамент финансов) 29 753 824 руб. 37 коп. убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в 2012 - 2013 годах.
В результате уточнения исковых требований Общество просило взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов 9 756 468 руб. 29 коп. убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в 2013 году, а от остальной части требований к Новгородской области и от требований к Российской Федерации отказалось.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (ОГРН 1025300795915; ИНН 5321073088; место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Департамент транспорта).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2016 с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 668 407 руб. 08 коп. убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в 2013 году. В остальной части в удовлетворении иска о взыскании с Новгородской области убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в 2013 году, отказано.
Производство по делу в части взыскания убытков с Российской Федерации, а также убытков с Новгородской области, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в 2012 году, прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в иске отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2013 году Общество по пригородным и городским маршрутам в Великом Новгороде осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на основании соответствующих договоров, заключенных с Администрацией Великого Новгорода, Комитетом транспорта и связи Новгородской области, Комитетом транспорта Новгородской области, в том числе льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ).
Судом первой инстанции также установлено, что Департаментом транспорта для компенсации Обществу выпадающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в 2013 году за счет средств бюджета Новгородской области начислена субсидия в размере 1 211 381 руб. 75 коп., из которых перевозчику за 1 и 4 кварталы 2013 года выплачено 542 974 руб. 67 коп.
Согласно расчету Общества недополученные им доходы в связи с перевозкой льготной категории граждан за 2013 год составили сумму в 9 756 468 руб. 29 коп.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующего бюджета расходы по перевозке пассажиров по ЕСПБ в указанной сумме не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск за счет казны Новгородской области исходя из лимитов бюджетных обязательств в сумме 668 407 руб. 08 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 в„– 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (действие приостановлено Законом Новгородской области от 26.02.2015 в„– 719-ОЗ; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон в„– 540-ОЗ) предусмотрено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях (пункт 1 статьи 1); форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (пункт 2 статьи 1).
Во исполнение названного областного закона Администрация Новгородской области постановлением от 29.12.2005 в„– 519 (действие приостановлено постановлением Правительства Новгородской области от 27.03.2015 в„– 120; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям) утвердила Положение о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, согласно пункту 3 которого право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 в„– 65 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка им регламентируется предоставление субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.2005 в„– 519, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 4 Порядка субсидия предоставляется при наличии у перевозчика договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также при условии заключения не позднее I квартала текущего финансового года либо не позднее одного месяца с даты заключения договора (в случае заключения договора в течение года) соглашения о предоставлении субсидии между Департаментом и перевозчиком, обязательным условием которого является согласие перевозчика на осуществление Департаментом как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка ее предоставления. Типовая форма соглашения утверждается приказом Департамента.
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, представляемых перевозчиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона в„– 540-ОЗ, постановлений Администрации Новгородской области от 29.12.2005 в„– 519 и от 16.03.2009 в„– 65, а также упомянутые разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23, расходное обязательство по финансированию предоставления субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, возникло у Новгородской области.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что согласно расчету Департамента транспорта на основании отчетных данных о транспортной работе, представленных Обществом, истцу начислена субсидия за 2013 год в размере 1 211 381 руб. 75 коп.
Исходя из лимитов бюджетных обязательств, выплата Обществу субсидии за 1 и 4 кварталы 2013 годы произведена в сумме 542 974 руб.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции удовлетворил иск частично, взыскав в пользу Общества с Новгородской области 668 407 руб. 08 коп. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при отсутствии доказательств реального количества перевезенных лиц, обладающих правом льготного проезда, Общество не представило объективных доказательств, свидетельствующих о причинении ему убытков в виде недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров льготных категорий граждан в 2013 году, в размере 9 088 061 руб. 21 коп. Судами указано, что такие убытки в отсутствие документов, подтверждающих их возникновение, расчетным путем не могут быть доказаны.
Доводы, приведенные Обществом в жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А44-1662/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие в„– 3" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------