Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2016 N Ф07-3761/2016 по делу N А42-130/2015
Требование: О признании недействительным в части решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил учреждению земельный налог, сделав вывод о неправомерном применении к земельным участкам, занятым промышленными объектами и жилищным фондом, налоговых ставок как к "другим землям населенных пунктов".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку жилые дома на спорных участках в проверяемый период отсутствовали, на балансе учреждения не находились; здания цехов законсервированы и опломбированы, не переданы в аренду, участки не застроены промышленными объектами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу в„– А42-130/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области Кобзевой Н.Э. (доверенность от 27.10.2015 в„– 14-16/47), рассмотрев 31.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2015 (Муратшаев Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу в„– А42-130/2015,

установил:

Государственное областное казенное учреждение "Зашейковское лесничество" место нахождения: 184230, Мурманская область, Полярнозоринский район, поселок Зашеек, Октябрьская улица, д. 10А, ОГРН 1075103000818, ИНН 5117010440 (далее - ГОКУ "Зашейковское лесничество", Учреждение, Лесничество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области, место нахождения: 184056, Мурманская область, город Кандалакша, улица Пронина, дом 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция), от 30.09.2014 в„– 18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 267 129 руб. земельного налога, начисления 49 834 руб. пеней по земельному налогу за несвоевременную уплату и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 10 685 руб. штрафа за неуплату земельного налога за 2011-2013 года.
В суде первой инстанции Учреждением заявлен отказ от исковых требований о признании недействительным решения от 30.09.2014 в„– 18 в части начисления 1 071 руб. пеней за несвоевременную уплату НДФЛ и привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде 15 788 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2015 производство по настоящему делу прекращено в части требований о признании недействительным решения Инспекции от 30.09.2014 в„– 18 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде 15 788 руб. штрафа и начисления 1 071 руб. пеней за несвоевременную уплату НДФЛ. В остальной части требования Учреждения удовлетворены в полном объеме: оспариваемое решение Инспекции в части доначисления 261 629 руб. земельного налога, соответствующих пеней и штрафа за 2011-2013 года признано недействительным. Налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. С Инспекции в пользу Учреждения взыскано 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 16.02.2016 решение от 05.11.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.11.2015 и постановление от 16.02.2016.
По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно применило ставки в отношении земельных участков, находящихся в его пользовании, в зависимости от фактического использования, а не от вида разрешенного использования.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) в бюджет всех налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 30.06.2014, на основании чего составлен акт от 26.08.2014 в„– 14-дсп.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 30.09.2014 в„– 18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Учреждению доначислено 267 129 руб. недоимки по земельному налогу, начислено 50 905 руб. пеней по земельному налогу. Учреждение также привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2010, 2011 годы в виде взыскания 10 685 руб. штрафа и по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок НДФЛ в виде взыскания 15 788 руб. штрафа.
На основании представленного Учреждением ходатайства о снижении налоговых санкций Инспекция уменьшила суммы налоговых санкций в 5 раз.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 24.11.2014 в„– 3996 апелляционная жалоба Учреждения, поданная в административном порядке, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции в оспариваемой части, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования Учреждения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктами 1, 2 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Из пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391, пунктов 1, 11, 12 статьи 396 НК РФ следует, что сумма земельного налога исчисляется налогоплательщиком на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности, и о виде его использования.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса) и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В подпунктах 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о его разрешенном использовании.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно статье 16 ЖК РФ к видам жилых помещений относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры. Комната.
Из материалов дела следует, что в 2011 и 2012 году Учреждение имело в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки с кадастровыми номерами 51:28:100003:177 и 51:28:100003:184, в отношении которых согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности был установлен вид разрешенного строительства - "для обслуживания жилого дома".
В период с 2011 по 2013 годы Учреждение имело в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки с кадастровыми номерами 51:28:100003:178, 51:28:100003:179, 51:28:100003:180, 51:28:100003:181, 51:28:100003:182, 51:28:100003:183 согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности с видом разрешенного использования - "для производственных нужд".
Налоговые ставки по земельному налогу на территории города Полярные Зори, порядок и сроки уплат установлены положениями о земельном налоге, утвержденными решениями Совета депутатов города Полярные Зори на подведомственной территории от 23.11.2010 в„– 89 - на 2011 год, от 08.02.2012 в„– 253 - на 2012 год и от 14.11.2012 в„– 333 - на 2013 год.
Налоговая ставка по землям, занятым жилищным фондом, составляла 0,2% на 2011 год и 0,19% на 2012 (пункт 2.1 решений в„– 89 и 253), а по землям, занятым под промышленными объектами, на 2011 год размере 0,45% и на 2012 год - 0,44% (пункт 2.8 решений в„– 89 и 253).
При исчислении земельного налога по вышеперечисленным земельным участкам налогоплательщик, несмотря на различный разрешенный вид использования, применил ко всем участкам в 2011 году налоговую ставку в размере 0,15%, а в 2012 году - 0,16% (другие земли населенных пунктов (кроме указанных в пунктах 2.1 - 2.8 решений в„– 89 и 253)).
Согласно решению Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территории от 14.11.2012 в„– 333 "О ставках земельного налога на 2013 год" в отношении земельных участков, не перечисленных в пунктах 1 - 6 указанного решения, налоговая ставка была установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка (прочие земельные участки). Вместе с тем, при исчислении земельного налога за 2013 год заявителем по земельному участку с кадастровым номером 51:28:100003:180 была применена ставка 0,3%.
При исчислении земельного налога за 2011 - 2013 годы заявитель, как указывает налоговый орган, применял налоговые ставки, не учитывая виды целевого разрешения использования спорных земельных участков, сведения о которых отражены в правоустанавливающих документах (свидетельствах о государственной регистрации права, кадастровых паспортах), а также размещены на официальном сайте Росреестра на портале "Публичная кадастровая карта". Кроме того, кадастровая стоимость земель, принадлежащих в проверяемом периоде Учреждению, а также виды разрешенного использования и категории земель, ранее были установлены постановлениями Правительства Мурманской области от 23.11.2006 в„– 447-ПП и от 28.08.2012 в„– 425-ПП.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, на земельных участках с кадастровыми номерами 51:28:100003:177 и 51:28:100003:184 с видом разрешенного использования "для обслуживания жилого дома" находились жилые дома в„– 32б, 10 (инвентарные номера - 0001000142, 0001000143) 1968 и 1969 года постройки, в которых с 1996 года до момента списания и утилизации (2010 год) никто не проживал и не был зарегистрирован.
Основанием для списания и снятия с учета жилых домов послужили выводы независимого оценщика, отраженные в его отчетах от 20.07.2009 в„– 07/23 и от 23.11.2009 в„– 11/26, о неустранимом износе зданий, нецелесообразности их ремонта, небезопасной эксплуатации этих объектов с рекомендациями утилизации жилого здания и списания с баланса учреждения.
14.09.2010 указанные дома были списаны и утилизированы (разобраны) собственными силами, и как установлено судами, с выполнением Учреждением всех требований по списанию государственного имущества, регламентированных постановлением Правительства Мурманской области от 27.09.2004 в„– 290-ПП.
На основании таких установленных обстоятельств дела в отношении указанных выше спорных земельных участков судами сделан правильный и обоснованный вывод о том, что эти земельные участки фактически не могли использоваться и правомерно не использовались в разрешенном и закрепленном в государственном земельном кадастре виде.
На основании постановления администрации города Полярные Зори от 17.04.2012 в„– 344 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 51:28:100003:177 и 51:28:100003:184. Таким образом, заявитель с 01.05 2012 года утратил право на указанные земельные участки.
Как установлено в рамках настоящего дела, все необходимые юридические действия по внесению в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним выполнены Учреждением.
Суды пришли к правильному выводу, что так как жилой фонд на указанных участках фактически отсутствовал, что в свою очередь подтверждается материалами дела, хотя строения и располагались на этих земельных участках до момента списания и утилизации в 2010 году и имели наименование "жилые дома", по факту таковыми не являлись. Инспекцией не отрицается, что дома отсутствовали в натуре и не находились на балансе Учреждения в спорный период.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из фактического использования земельных участков с кадастровыми номерами 51:28:100003:177 и 51:28:100003:184 пришли к обоснованному мнению, что налоговым органом неправомерно доначислен Учреждению земельный налог с применением налоговых ставок 0,2% - в 2011 году и 0,19% - в 2012 году как с "земель, занятых жилищным фондом или приобретенным для жилищного строительства". В этой связи суды признали правомерным применение Учреждением к указанным земельным участкам налоговые ставки 0,17% - в 2011 году и 0,16% - в 2012 году как к "другим землям населенных пунктов".
Согласно материалам дела Учреждение также владело и пользовалось земельными участками, расположенными на землях населенных пунктов с кадастровыми номерами 51:28:100003:178; 51:28:100003:179; 51:28:100003:180; 51:28:100003:181; 51:28:100003:182; 51:28:100003:183 с видом разрешенного использования "для производственных нужд".
Инспекцией установлено, что на участке с кадастровым номером 51:28:100003:178 расположены здание цеха лесопиления и цеха товаров народного потребления.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности (51-АВ 291682), объект права - здание цеха лесопиления является нежилым, 2-этажным, общей площадью 855,6 кв. м. Местоположение объекта установлено: н.п. Зашеек, в районе ул. Октябрьская 10/6. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности (51-АВ 291817), объект права - здание цеха по выпуску товаров народного потребления, является нежилым, 2-этажным, общей площадью 1231,5 кв. м.
В рамках проверки установлено, что Учреждением неоднократно были произведены осмотры объектов государственной собственности Мурманской области с целью выявления целесообразности изъятия данных объектов из оперативного управления. Министерству имущественных отношений Мурманской области неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о прекращении права пользования земельным участком с КН 51:28:100003:178 включением его в состав казны Мурманской области. Однако Министерство имущественных отношений Мурманской области 08.05.2014 не признало целесообразным включение в состав казны Мурманской области объектов недвижимого имущества принадлежащих Учреждению: 2-х зданий цехов "лесопиления" и "по выпуску товаров народного потребления".
В материалах дела содержатся сведения, что промышленные и иные работы не ведутся с 2007 года. Здания законсервированы и опломбированы; в аренду не переданы, отключены от электроснабжения в 2008 году; водоснабжение и теплоснабжение прекращено с 1998 года. Часть оборудования из цехов списана и утилизирована, оставшаяся часть передана в 2007 году в ГОБУ "Кольский лесхоз" по акту приема-передачи.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 28.10.2010 в„– 5742/10 правомерно указали, что в указанных выше эпизодах исчисление земельного налога на основании вида разрешенного использования земельных участков, как они отражены в государственном кадастре объектов недвижимости, не представляется возможным и при выборе соответствующей налоговой ставки необходимо исходить из фактического использования земельного участка.
Ввиду чего при выборе соответствующей налоговой ставки Лесничество правомерно, как указали суды, исходило из фактического использования земельного участка, и потому признали применение Учреждением к указанным земельным участкам налоговых ставок за 2011 год и за 2012 год как с "других земель населенных пунктов" обоснованным.
Кассационная инстанция, приняв во внимание установленные судами в данном случае обстоятельства спора по указанным выше земельным участкам, признает их обоснованными и не находит оснований для иной оценки.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:28:100003:179, 51:28:100003:181, 51:28:100003:182 судами подтверждено, что по факту эти земельные участки являются пустырями, окруженными со всех сторон дачными участками, в свидетельствах о государственной регистрации права 51-АВ 214330, 51-АВ 214331 и 51-АВ 347255 на указанные земельные участки отсутствуют сведения о расположении на данных участках объектов недвижимого и иного имущества, их регистрации. Налоговым органом в кассационной жалобе не оспариваются указанные обстоятельства (данные земельные участки не обременены и не застроены какими-либо объектами недвижимости или промышленности). Не ссылается налоговый орган и наличие каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном.
Постановлением администрации города Полярные Зори от 17.04.2012 в„– 344 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с КН 51:28:100003:181; 51:28:100003:182. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с КН 51:28:100003:179 прекращено в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 02.12.2013 в„– 80.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 51:28:100003:180, который имеет площадь 13025 кв. м, судами установлено, что на данном участке расположено пять объектов недвижимости: здание конторы; гараж; гараж бревенчатый; складское помещение; пожарно-наблюдательная вышка; остальная площадь 12030,3 кв. м (92%) занята зелеными насаждениями (деревья, кустарники, клумбы), в отношении которых установлен, несмотря на их различное использование, только один вид разрешенного использования: "для производственных нужд".
В качестве доказательств об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 51:28:100003:180 промышленных объектов, строений и т.п. Учреждением представлены технические паспорта с экспликациями, свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
В свидетельствах о государственном праве собственности на землю указан вид разрешенного использования "для производственных нужд", категория земель: "земли населенных пунктов".
Согласно решениям Совета депутатов города Полярные Зори от 23.11.2010 в„– 89 и от 08.02.2012 в„– 253 "О ставках земельного налога на 2011 и 2012 годы" (пункт 2.8) установлено, что под ставку 0,45 и 0,44 подпадают земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи. Таким образом, под указанную ставку обложения земельным налогом подпадает исчерпывающий перечень объектов, находящихся на земельном участке, и используемых для производственных нужд. Следовательно, расширение перечня объектов, в том числе и путем расширенного толкования понятия "для производственных нужд", в целях налогообложения по пункту 2.8 названного акта в части иных находящихся на земельном участке объектов, неправомерно.
Вменяя налогоплательщику в вину неправильное применение ставки налога на спорные земельные участки, Инспекция не представила никаких доказательств того, что находившиеся на этих земельных участках объекты (пустыри без каких-либо объектов; здание конторы (административно-управленческое здание); гараж; гараж бревенчатый (оба исключены из применения пункта 2.8); складское помещение; пожарно-наблюдательная вышка; остальная площадь 12030,3 кв. м (92%) занятая зелеными насаждениями (деревья, кустарники, клумбы)),могут быть отнесены к объектам, поименованным в пункте 2.8 нормативных актов Совета депутатов города Полярные Зори, а следовательно, налоговый орган не доказал и правомерность примененной им ставки налога к спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 51:28:100003:179, 51:28:100003:180, 51:28:100003:181 и 51:28:100003:182.
В силу указанного суды законно и обоснованно удовлетворили требование Учреждения, признав недействительным ненормативный акт налогового органа в оспариваемой части в отношении указанных земельных участков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что судами в спорном случае исследованы в полном объеме и объективно все представленные сторонами доказательства и правильно применены нормы права к установленным фактическим обстоятельствам спора, в силу чего кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу в„– А42-130/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА


------------------------------------------------------------------