Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2016 по делу N А21-3055/2015
Требование: Об образовании земельного участка путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что образование участка необходимо ему для реализации исключительного права на приобретение в собственность участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод о том, что на спорный участок, предназначенный для размещения объектов железнодорожного транспорта, распространяются публичные ограничения, не соответствует представленным доказательствам и закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу в„– А21-3055/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892" Корьевой Е.А. (доверенность от 04.04.2016), Гребнева Д.В. (доверенность от 22.01.2016), от Министерства обороны Российской Федерации Ходыревой В.А. (доверенность от 23.03.2015 в„– 212/1/225), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Кравченко Е.И. (доверенность от 30.12.2015 в„– 84), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2015 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу в„– А21-3055/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892", место нахождения: 238151, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Гоголя, д. 9, лит. А, ОГРН 1023902149424, ИНН 3914010751 (далее - Завод), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), об образовании земельного участка площадью 521 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:0284 (равнозначно кадастровому номеру 39:13:000000:284), расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Черняховск, ж/д г. Черняховск, в соответствии с представленной схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью "ЗемСтрой".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"); Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство); федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением от 29.10.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно вопреки содержащимся в государственном кадастре недвижимости сведениям о земельном участке с кадастровым номером 39:13:000000:0284, относящемся к землям населенных пунктов, распространили на данный участок ограничения, установленные для земель транспорта; вид разрешенного использования земельного участка не влияет на его оборотоспособность; на указанном земельном участке отсутствуют объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; в дело не представлены доказательства нахождения земельного участка в полосе отвода железной дороги, которая не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства; согласие арендатора земельного участка не требуется в случае раздела земельного участка на основании решения суда; на испрашиваемом земельном участке не находятся объекты недвижимого имущества иных лиц.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Министерства и Учреждения против удовлетворения жалобы возражали, считая, что все обстоятельства исследованы судами надлежащим образом, выводы судов соответствуют обстоятельствам спора и положениям земельного законодательства.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2013 по делу в„– А21-1216/2013 и определения того же суда от 15.11.2013 об исправлении технической ошибки за Обществом 20.02.2014 зарегистрировано право собственности на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 262 м с кадастровым номером 39:13:010507:249, расположенное по адресу: Калининградская обл., Черняховский р-н, г. Черняховск, ул. Гоголя, д. 9а, что подтверждается повторно выданным свидетельством о государственной регистрации права от 05.06.2014 серии 39-АБ в„– 332617.
Указанное сооружение расположено частично - на земельном участке площадью 36 001 кв. м с кадастровым номером 39:13:010507:238, принадлежащем Обществу на праве собственности, а частично - на земельном участке площадью 2 750 339 кв. м с кадастровым номером 39:13:000000:0284 (предыдущий кадастровый номер 39:00:000000:37), находящемся в федеральной собственности и предоставленном ОАО "РЖД" по договору от 01.10.2004 в„– 48-ФС в аренду для использования под объекты железнодорожного транспорта сроком по 30.09.2053 (в редакции соглашения от 05.02.2007 о внесении изменений в указанный договор).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее также Управление Росимущества) от 04.05.2009 в„– 364-р в границах ранее учтенного земельного участка площадью 2 753 006 кв. м с кадастровым номером 39:13:000000:0284, находящегося в государственной казне Российской Федерации, образована часть земельного участка площадью 521 кв. м для производственной деятельности; утверждены проект границ формируемой части земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
ОАО "РЖД" (арендатор) и Общество (субарендатор) заключили договор от 17.03.2014 в„– ЦРИ/4/СА/5123/14/000302 субаренды части площадью 521 кв. м с учетным кадастровым номером 39:13:000000:0284/2 земельного участка площадью 2 750 339 кв. м с кадастровым номером 39:13:000000:0284 из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под объекты транспорта - железнодорожного", предоставленного ОАО "РЖД" на основании договора аренды от 01.10.2004 в„– 48-ФС, для использования под существующий железнодорожный путь необщего пользования сроком по 30.09.2053.
Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 29.01.2015 в„– 136 (входящий номер 568 от 29.01.2015), в котором просило согласовать образование земельного участка площадью 521 кв. м, утвердить и выдать схему расположения названного земельного участка на кадастровой карте территории, а также издать распоряжение о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:0284 для образования земельных участков путем раздела исходного участка.
Управление Росимущества письмом от 19.02.2015 в„– 421-689 в ответ на заявление Общества сообщило об отсутствии в представленных документах письменного согласия арендатора земельного участка - ОАО "РЖД" - на раздел и о возможности рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:0284 после предоставления согласованной с ОАО "РЖД" схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В ответ на обращение Общества ОАО "РЖД" письмом от 02.03.2015 в„– 156/клнг возвратило Обществу землеустроительную документацию без согласования, указав, что считает нецелесообразным раздел земельного участка полосы отвода железной дороги.
Общество, ссылаясь на то, что образование земельного участка площадью 521 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:0284 необходимо ему для реализации в последующем исключительного права на приобретение в собственность земельного участка под объектом недвижимости, и на неполучение от заинтересованных лиц согласия на раздел исходного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, отказывая Обществу в иске, исходили из того, что в нарушение статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" схема расположения земельного участка не согласована с ОАО "РЖД" - арендатором земельного участка, из которого Общество просило образовать новый участок; независимо от категории и местонахождения земельный участок, который используется для деятельности, соответствующей критериям, определенным в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть отнесен к землям транспорта с распространением на него публичных ограничений, установленных статьей 27 Кодекса.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации согласие землепользователя исходного земельного участка на его раздел необходимо при разделе участка во внесудебном порядке. В настоящем случае Общество, не получив от ОАО "РЖД" согласия на раздел находящегося в аренде у последнего земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:284, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями. В связи с этим отсутствие согласия арендатора исходного земельного участка не может служить препятствием для образования новых земельных участков на основании решения суда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 7 пункта 5 указанной статьи (в редакции, действующей с 01.03.2015) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Как следует из представленных в материалы дела документов кадастрового учета (кадастровых паспортов и кадастровой выписки), земельный участок с кадастровым номером 39:13:000000:284 поставлен на кадастровый учет 10.11.2006, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под объекты транспорта - железнодорожного". В составе участка учтены его части, в том числе часть площадью 521 кв. м с учетным номером 39:13:000000:284/2. Информация о том, что указанная часть участка сформирована в границах полосы отвода железных дорог и/или на ней размещены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в указанных документах не содержится. В материалах дела документы, которые свидетельствовали бы об этом, также отсутствуют. Доказательства наличия на испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:284 объектов, принадлежащих иным лицам либо относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не представлены. Более того, часть находящегося в федеральной собственности земельного участка с учетным кадастровым номером 39:13:000000:284/2, на основе которой Общество и просит образовать земельный участок, предоставлена заявителю по долгосрочному договору субаренды для использования под существующий железнодорожный путь необщего пользования, что презюмирует отсутствие на этой части участка объектов, принадлежащих иным лицам.
При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в иске об образовании земельного участка площадью 521 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:284 по тем мотивам, что на данный земельный участок, предназначенный для размещения объектов железнодорожного транспорта, в полной мере распространяются публичные ограничения, установленные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, нельзя признать соответствующим имеющимся в деле доказательствам и нормам законодательства, в связи с чем решение от 29.10.2015 и постановление от 09.02.2016 подлежат отмене.
Поскольку судами не разрешался вопрос о возможности образования земельного участка площадью 521 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 39:13:000000:284 в соответствии с представленной Обществом схемой расположения земельного участка на кадастровой карте территории и данный документ судами не исследовался, дело следует направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение для установления того, соответствует ли требованиям действующего законодательства предложенный истцом вариант раздела и не нарушаются ли при этом права других лиц.
По результатам рассмотрения спора по существу необходимо разрешить вопрос о судебных расходах по настоящей кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу в„– А21-3055/2015 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Т.И.САПОТКИНА


------------------------------------------------------------------