Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2016 N Ф07-3719/2016 по делу N А26-7565/2015
Требование: О взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Обстоятельства: В договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования включено условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в подтверждение использования своей инфраструктуры перевозчик представил акты общей формы, содержащие указание на причины и время задержки вагонов, а также на вину владельца в задержке вагонов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу в„– А26-7565/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Нефедовой О.Ю., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" Антонова А.И. (доверенность от 11.04.2016), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Никитина А.М. (доверенность от 03.12.2015), рассмотрев 26.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2015 (судья Борунов И.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу в„– А26-7565/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" место нахождения: 186790, г. Сортавала, пос. Кирьявалахти, Гранитная ул., д. 1, ОГРН 1141035000633, ИНН 1007023231 (далее - Общество), о взыскании 261 145 руб. 70 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в феврале и апреле 2015 года.
Решением суда первой инстанции от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить названные судебные акты в части взыскания с ответчика 147 109 руб. 70 коп. за период с 12.04.2015 по 17.04.2015.
По мнению подателя жалобы, в связи с отсутствием в спорный период утвержденных размеров платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава взыскание такой платы противоречит действующему законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Дороги просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и открытое акционерное общество "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" (правопредшественник Общества, владелец) 16.02.2010 заключили договор в„– 285 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владельца при станции Хелюля Октябрьской железной дороги.
Срок действия договора с 01.03.2010 по 28.02.2015.
Дополнительным соглашением от 27.01.2015 в„– 3 действие договора продлено до 31.03.2015, а дополнительным соглашением от 18.03.2015 в„– 4 - до 30.04.2015.
В пункте 7 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемо-отправочные (выставочные) пути в„– 2-4 станции Хелюля; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 19.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2010 в„– 1) за время ожидания подачи или приема порожних или груженых вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, приемо-отправочных путях по причинам, зависящим от владельца, перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 50% от плат, приведенных в таблицах в„– 9, 10 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство в„– 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 в„– 35/12, с учетом коэффициента индексации.
По смыслу подпунктов 13 - 15 договора неоплачиваемым временем пользования вагонами является 0,5 часа (технологическое время) с момента подачи Дорогой вагона на выставочный путь владельца, для дальнейшего их продвижения его локомотивом.
Прибывавшие в адрес владельца на станцию назначения Хелюля в феврале и апреле 2015 года в качестве груза 502 порожних вагона находились на выставочных путях станции Хелюля сверх технологического времени для их подачи на путь владельца его локомотивом и их приема, в связи с чем Дорога начислила Обществу плату за пользование вагонами в сумме 261 145 руб. 70 коп.
По факту задержки вагонов с указанием причины и времени их задержки оформлены акты общей формы, которые Общество подписало с разногласиями, однако в установленные сроки их не представило.
В связи с тем что Общество не уплатило указанную сумму, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили в полном объеме.
Суд округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 06.10.2005 в„– 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 в„– 14391/08, от 27.07.2010 в„– 4387/10 и от 18.10.2012 в„– 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу Дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими Дороге.
В данном случае стороны включили в договор условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих Дороге, на путях общего пользования, согласовав при этом, что плата за пользование вагонами начисляется по правилам и ставкам, установленным таблицей в„– 9, в„– 10 Тарифного руководства в„– 2.
В подтверждение использования своей инфраструктуры Дорога представила в материалы дела составленные в соответствии с требованиями законодательства акты общей формы, содержащие указание на причины и время задержки вагонов, а также на вину Общества в задержке вагонов.
При изложенных обстоятельствах, установив, что прибывшие в адрес Общества вагоны простаивали на путях общего пользования, суды удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Довод жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 в„– 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство в„– 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 в„– 35/12" отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанный нормативный акт вступил в силу 07.06.2015, то есть после окончания спорного периода.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу в„– А26-7565/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский дробильно-сортировочный завод" - без удовлетворения.

Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи
О.Ю.НЕФЕДОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------