Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2014 N А06-3630/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании несоответствующими Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ абзаца 5 пункта 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утв. Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N 119 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу № А06-3630/2014

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2014 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Ю.Р. Шарипова
Судей Бочарниковой Г.Н., Блажнова Д.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеевой О.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мирзамагомедова Руслана Абдуллаевича к Городской Думе Муниципального образования "Город Астрахань", Мэру города Астрахани о признании несоответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу РФ абзаца 5 пункта 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани, утвержденного Решением Городской думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119,
при участии третьих лиц:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, Администрации города Астрахани,
в судебное заседание явились:
от заявителя - Хайрутдинова Н.В. - представитель по доверенности от 15.04.2014
от заинтересованных лиц - от Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань": Карамушкина Ж.С. - представитель по доверенности от 17.12.2013 г. № 01-ДЗ-746, Татаркина Л.В. - представитель по доверенности от 27.05.2014 г. № 01-ДЗ-308, от мэра города Астрахани - Шишкина С.В. - доверенность № 30-09-83 от 10.07.2014, Фирсова Е.С. - доверенность № 30-09-77 от 27.06.2014
от третьих лиц - от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - не явился, от Администрации города Астрахани - Фирсова Е.С. - доверенность № 01-09-22 от 22.01.2014
Индивидуальный предприниматель Мирзамагомедов Р.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к Городской Думе Муниципального образования "Город Астрахань", Мэру города Астрахани о признании несоответствующим Закону № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу РФ абзаца 5 пункта 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119.
Представитель заявителя просит суд удовлетворить заявленные требования, считает, что норма, предусматривающая "один лот один маршрут", приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между перевозчиками на стадии их участия в конкурсе, создает препятствие для осуществления заявителем предпринимательской деятельности.
Представители Городской Думы, Администрации г. Астрахани, Мэра города просят суд в требованиях отказать. Считают, что оспариваемая норма принята с соблюдением норм действующего законодательства, во исполнение и в соответствии с Законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданским кодексом РФ, Законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального образования "Город Астрахань". Считают, что оспариваемая норма основывается на праве муниципального образования самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения в целях обеспечения эффективного и бесперебойного процесса транспортного обслуживания населения исходя из объективных потребностей. Считают, что данная норма позволит осуществлять эффективный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на маршрут и при возвращении на место стоянки; предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.
УФАС России по Астраханской области в судебное заседание не явилось, согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о судебном разбирательстве дела, извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, с согласия лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие УФАС России по Астраханской области
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

установил:

Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.01.2014 № 23 пункт 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденное Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119, дополнен абзацем следующего содержания:
"В один лот входит один маршрут, входящий в маршрутную сеть города Астрахани".
Данное Решение было опубликовано в печатном издании "Астраханский вестник", № 5, 03.01.2014.
Заявитель, согласно лицензии, имеющейся в деле, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом на территории Российской Федерации (л.д. 14).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Предприниматель Мирзамагомедов Р.А. с настоящим заявлением обратился в арбитражный суд Астраханской области 22.04.2014, то есть до вступления в силу Закона № 186-ФЗ.
Следовательно, обжалуемые положения оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта подлежат рассмотрению арбитражным судом в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия дела к производству (28.04.2014).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Заявитель обжалует абзац 5 пункта 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119 (в редакции Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.01.2014 № 23):
"В один лот входит один маршрут, входящий в маршрутную сеть города Астрахани".
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации закреплена самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.2.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 5 статьи 58 Устава в сфере транспортного обслуживания Администрация г. Астрахани осуществляет следующие полномочия:
- определяет места остановок общественного транспорта на территории г. Астрахани, обеспечивает их указателями и необходимым оборудованием;
- руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций на территории г. Астрахани;
- согласовывает маршруты и графики движения транспорта;
- привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию предпринимателей, предприятия и организации, действующие на территории г. Астрахани.
Кроме того, Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 № 49 утверждены "Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах г. Астрахани", в соответствии с которыми заказчиком (организатором) пассажирских перевозок на территории г. Астрахани является администрация г. Астрахани либо уполномоченный Мэром города орган.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В силу части 2 названной нормы запрещается наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Между тем, статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" указывает, что основными принципами обеспечения безопасности движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять способы регулирования.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
То есть формирование лотов осуществляется муниципальным заказчиком самостоятельно исходя из потребностей муниципального образования.
В силу вышеприведенных норм Администрация, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего предоставления транспортных услуг населению обязана организовать соответствующую деятельность перевозчиков на маршрутах. Положения о том, что в один лот входит одно транспортное средство, будет создавать органу местного самоуправления препятствия для организации соответствующих услуг, что может повлечь повышение аварийности и хаотичность пассажирских перевозок.
Таким образом, в целях улучшения транспортного обслуживания населения, снижения аварийности на пассажирском транспорте, надлежащего и эффективного предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, в Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани введен абзац 5 п. 1.2, предусматривающий, что в один лот входит один маршрут, входящий в маршрутную сеть города Астрахани.
В связи с чем, суд считает, что названный пункт, в обжалуемой части, соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам, касающимся оказания транспортных услуг населению и не противоречит статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку не лишает возможности лиц, материальные ресурсы которых соответствуют нуждам городского округа по оказанию транспортных услуг, принять участие в конкурсе.
В части 2 статьи 17 Закона О защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией, вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса.
Оспариваемую норму "один лот один маршрут" нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельность, поскольку данная норма обусловлена необходимостью оказания гражданам-потребителям услуг по перевозке надлежащего качества и в требуемом объеме.
Вместе с тем ни один хозяйствующий субъект не лишен права на участие в конкурсе, равно как и возможности приобрести необходимое количество автобусов, а вероятность проигрыша в данном конкурсе конкретного субъекта предпринимательской деятельности не должна рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, ибо не может оказывать влияния на конкуренцию.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
По указанным выше основаниям, суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма не направлена на ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров.
Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2011 по делу № А06-5231/2010.
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать абзац 5 пункта 1.2 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани утвержденное Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 № 119 (в редакции от 30.01.2014), соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Председательствующий судья
Ю.Р.ШАРИПОВ

Судьи
Г.Н.БОЧАРНИКОВА
Д.Н.БЛАЖНОВ


------------------------------------------------------------------