Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2016 N Ф07-1275/2016, Ф07-1975/2016 по делу N А56-65518/2014
Требование: О взыскании стоимости потребленной электрической энергии, объем которой определен расчетным способом.
Обстоятельства: При проверке выявлены нарушения в работе измерительного комплекса системы коммерческого учета электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при истечении срока поверки прибора учета его показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета, в связи с чем гарантирующий поставщик обоснованно исчислил объем и стоимость подлежащей оплате энергии расчетным способом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. по делу в„– А56-65518/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Михайловской Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" Поскребышева А.В. (доверенность от 25.08.2015 в„– 193/2015), от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Гатчинский центр занятости населения" Пахомовой В.Б. (директор, приказ от 03.05.2005 в„– 38-лс), от Комитета по труду и занятости Ленинградской области Добровольской С.И. (доверенность от 13.01.2016 в„– 02-1-43/16-0-0), от Комитета финансов Ленинградской области Новиковой Т.А. (доверенность от 30.12.2015 в„– 17-01/1171), рассмотрев 11.04.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного казенного учреждения Ленинградской области "Гатчинский центр занятости населения" и Комитета финансов Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А56-65518/2014 (судьи Попова Н.М., Жукова Т.В., Смирнова Я.Г.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-он, пгт. Приладожский, д. 23а, офис 2, ОГРН 1023301459356, ИНН 3328424479 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному казенному учреждению Ленинградской области "Гатчинский центр занятости населения", место нахождения: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. К.Маркса, д. 66-А, ОГРН 1024701243709, ИНН 4705020571, (далее - Учреждение), о взыскании 141 631 руб. 20 коп. стоимости потребленной электроэнергии, доначисленной расчетным способом, и 10 622 руб. 34 коп. неустойки за период с 19.07.2014 по 01.10.2014, а при отсутствии у Учреждения денежных средств взыскать задолженность с администрации Ленинградской области в лице Комитета по труду и занятости Ленинградской области, место нахождения: 198207, Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 12, корп. 2, ОГРН 1079847021980, ИНН 7805417738 (далее - Комитет).
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило взыскать с Учреждения 141 631 руб. 20 коп. стоимости потребленной электроэнергии, 21 103 руб. 05 коп. неустойки и 18 000 руб. расходов по оплате услуг представителя. Уточнение принято судом.
Решением от 26.12.2014 (судья Сайфуллина А.Г.) иск удовлетворен полностью за счет Учреждения.
Определением от 08.04.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, произвел в порядке статьи 47 АПК РФ замену ответчика - администрацию Ленинградской области на субъект Российской Федерации - Ленинградскую область в лице Комитета, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет финансов Ленинградской области.
Общество 05.05.2015 уточнило иск и просило взыскать с Учреждения 137 773 руб. 48 коп. стоимости потребленной электроэнергии, объем которой определен расчетным способом за период с 18.07.2012 по 15.05.2014, а также 41 056 руб. 50 коп. неустойки за период с 19.07.2014 по 13.05.2015 и 18 000 руб. судебных издержек по оплате услуг представителя, а при отсутствии денежных средств у Учреждения взыскать сумму задолженности с Ленинградской области в лице Комитета.
Определением от 27.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены, открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" (далее - Компания) и муниципальное образование "Сиверское городское поселение Гатчинского района Ленинградской области" (далее - МО "Сиверское городское поселение").
Постановлением апелляционного суда от 24.07.2015 решение от 26.12.2014 отменено. В иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 постановление апелляционной инстанции от 24.07.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2015 решение от 26.12.2014 отменено. С Учреждения в пользу Общества взыскано 137 773 руб. 48 коп. долга, 41 056 руб. 50 коп. неустойки, 18 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 5 563 руб. 36 коп. расходов по уплате госпошлины по иску. При отсутствии или недостаточности денежных средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности взыскать сумму задолженности с Ленинградской области в лице Комитета по труду и занятости Ленинградской области за счет средств казны Ленинградской области.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на неполное исследование обстоятельств дела. В обоснование указывает, что Учреждение не было уведомлено о дне проведения проверки (18.05.2012), при проверке не присутствовал полномочный представитель, не получило оформленный акт проверки. Акт проверки является незаконным и не соответствует заключенному договору энергоснабжения. Прибор учета Учреждению не принадлежит и Учреждение не владело информацией о сроке межповерочного периода.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новое решение, ссылаясь на необоснованность и несоответствие выводов суда действующему законодательству. Учреждение не было уведомлено о дне проведения проверки, не является собственником узла учета, акт о неучтенном потреблении не представлен, при проверке не выявлен факт безучетного потребления электрической энергии.
В отзыве истец просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители Учреждения, Комитета и Комитета финансов поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель истца - доводы отзыва на нее.
Третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судом на основании материалов дела установлено, что Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Гатчинский район" заключил с Городским центром занятости населения Ленинградской области (пользователь) договор от 20.11.2001 в„– 28 на право безвозмездного пользования помещением площадью 42 кв. м по адресу: пос. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д. 2а, переданное на основании постановления Главы муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 16.11.2001 в„– 1593.
В 2007 году здание по указанному адресу передано на баланс администрации МО "Сиверское городское поселение".
Администрация данного поселения (ссудодатель) 21.02.2007 заключила с государственным учреждением "Центр занятости населения города Гатчины" (ссудополучатель, правопредшественник Учреждения) договор безвозмездного пользования названным нежилым помещением.
Администрация МО "Сиверское городское поселение" (арендодатель, балансодержатель) 01.01.2008 заключила с Учреждением (арендатор) договор аренды в„– 11 указанного помещения. Стороны ежегодно согласовывали размер арендной платы.
Общество (гарантирующий поставщик) и Учреждение (потребитель) 01.04.2009 заключили договор энергоснабжения - государственный контракт в„– 80843 поставки электроэнергии в арендуемые помещения, в том числе по адресу: пос. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д. 2а.
В Приложении в„– 3.1 к договору указано, что в помещении установлен прибор учета в„– 232812, тип прибора СО-ЭЭ6705/1.
Стороны 01.01.2010, 01.01.2011 и 27.12.2012 заключили аналогичные договоры энергоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоконтроль" на основании доверенности от 08.06.2011 в„– 493/2011 в присутствии представителя Учреждения 18.05.2012 провело проверку соблюдения условий договора, в результате которой согласно акту в„– 008066Ю выявлены нарушения в работе измерительного комплекса системы коммерческого учета электрической энергии, организованного на энергоснабжаемом объекте: "Офисные помещения" (Центр занятости), расположенном по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-он, пос. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д. 2а, а именно: истек межповерочный интервал метрологической государственной поверки счетчика электрической энергии, отсутствует схема электроснабжения, отсутствует защита.
Истец определил расчетным способом объем потребленной электрической энергии за период с 18.07.2012 по 15.05.2014 на основании Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442).
Поскольку Учреждение добровольно не произвело оплату, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования за счет Учреждения.
Апелляционная инстанция перешла к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отменила решение суда и удовлетворила исковые требования за счет Учреждения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта.
При вынесении судебного акта суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Основными положениями, Федеральным законом от 26.06.2008 в„– 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон в„– 102-ФЗ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (пункт 1 статьи 543 ГК РФ).
Пунктом 192 Основных положений установлено, что по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии; объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии, пункт 193 Основных положений).
Согласно пункту 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иным требованиям.
Собственник прибора учета обязан обеспечить его эксплуатацию (функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, в том числе посредством организации проведения своевременной поверки прибора); обеспечить сохранность и целостность прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля (пункт 145 Основных положений).
На собственника прибора учета возлагается обязанность по обеспечению проведения его периодических поверок в целях обеспечения его надлежащего состояния. Периодическая поверка прибора учета должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (пункт 155 Основных положений).
Как установлено судом, согласно паспорту ОПТ.468.006 ПС на спорную модель счетчика электроэнергии межповерочный интервал составляет 16 лет.
В качестве доказательства просрочки межповерочного интервала счетчика электроэнергии Общество представило акт проверки от 18.05.2012 в„– 008066Ю.
Учреждение произвело замену прибора учета, о чем составлен акт от 16.05.2014 в„– 6041Ю.
Учреждение в силу пункта 2 Основных положений являлось потребителем электроэнергии при пользовании переданным ему в аренду помещениями.
В договорах энергоснабжения между сторонами Учреждение указано в качестве балансодержателя прибора СО-ЭЭ6705/1*(10-40)220 (приложение в„– 3.1 Перечень мест установки приборов учета, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию).
Пунктами 2.3.1 договоров энергоснабжения на Учреждение возложена обязанность по соблюдению Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
Потребитель обязан обеспечивать в сопровождении своих работников беспрепятственный доступ в любое время суток на территорию потребителя и его энергоснабжаемых объектов представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации для контроля соблюдения условий настоящего договора, режима энергопотребления, обслуживания приборов учета, условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний (пункт 2.3.5 договоров энергоснабжения).
В соответствии с пунктом 2.3.8 договора энергоснабжения потребитель обязан обеспечить работоспособность приборов учета и соблюдать в течение всего срока договора эксплуатационные требования к приборам учета, установленные уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, обеспечить сохранность установленных на приборе пломб.
Учреждение как потребитель электроэнергии обязано снимать показания приборов учета (пункт 2.3.6 договора энергоснабжения).
Как обоснованно указал суд, действующим законодательством не предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика представлять документы, подтверждающие факт передачи собственником пользователю исправного прибора учета и доказательства наличия защиты и возможности несанкционированного допуска к нему.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона в„– 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно пункту 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта России от 18.07.1994 в„– 125 и действовавшего в спорный период, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила эксплуатации), утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 в„– 6 (пункты 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.17) установлено, что поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами; собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями; использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается; измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
Поверка средств измерений - это установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 13.15, 13.17 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации "Государственная система обеспечения единства измерения. Метрология. Основные термины и определения. РМГ 29-99", введенных в действие постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 в„– 139-ст).
С учетом пункта 2.11.17 Правил эксплуатации апелляционная инстанция обоснованно указала, что при истечении срока поверки прибора учета его показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета.
В силу пункта 179 Основных положений, в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.
С учетом положений пунктов 179, 166 Основных положений и расчетного периода, в течение которого отсутствовал надлежащий учет объема энергопотребления со стороны Учреждения, Общество обоснованно исчислило объем и стоимость подлежащей оплате энергии с применением формулы подпункта "а" пункта 1 приложения в„– 3 к Основным положениям.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и доводы, суд правомерно признал требования Общества о взыскании стоимости потребленной электроэнергии, определенной расчетным способом, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Расчет неустойки за период с 19.07.2014 по 13.05.2015 в размере 41 056 руб. 50 коп. на основании пункта 6.5 договора, представленный истцом, проверен судом, признан правильным и подлежащим удовлетворению.
Судебные расходы судом признаны разумными и взысканы с учетом части 2 статьи 110 АПК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 1 статьи 161 БК РФ установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2 статьи 161 БК РФ).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 БК РФ).
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
С учетом приведенных норм, суд обоснованно признал Комитет надлежащим ответчиком, который при недостаточности или отсутствии денежных средств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Доводы подателей жалобы, иная оценка ими установленных судом фактических обстоятельств и иное толкование норм права не свидетельствует о допущенной судебной ошибке.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А56-65518/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного казенного учреждения Ленинградской области "Гатчинский центр занятости населения" и Комитета финансов Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.ЛОМАКИН

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------