Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2016 N Ф07-101/2016 по делу N А56-24686/2015
Требование: Об обязании уполномоченного органа внести принадлежащее обществу нежилое здание в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что невключение здания в перечень влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате налога.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку объект соответствовал критериям для проведения его обследования .
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. по делу в„– А56-24686/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В., при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Вишневской М.В. (доверенность от 30.12.2015), Беляева Ю.Ф. (доверенность от 30.12.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" Ерофеевой А.В. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев 06.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2015 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Горбик В.М.) по делу в„– А56-24686/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Малый пр. П.С., д. 54-56, ОГРН 1037828016544, ИНН 7813043003 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ), внести нежилое здание площадью 3087,2 кв. м с кадастровым номером 78:31:0111701:1003, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., д. 3, лит. А, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена КЗРиЗ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет).
Решением от 31.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, в нарушение положений пункта 3.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 в„– 737, Общество обратилось в КЗРиЗ с заявлением о включении принадлежащего ему здания в Перечень только 19.01.2015; суды не учли, что Обществом пропущен срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ; действующее законодательство не обязывает уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации выявлять и включать в соответствующий перечень в год его формирования все объекты недвижимости, соответствующие критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы жалобы, а представитель Общества - отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 3087,2 кв. м с кадастровым номером 78:31:0111701:1003, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., д. 3, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2014 серии 78-АЗ в„– 342112.
Государственный кадастровый учет здания произведен 23.01.2012, что подтверждается кадастровым паспортом.
Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 в„– 390 утверждены результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий, расположенных на территории Санкт-Петербурга, для целей расчета в 2015 году налога на имущество организаций. Кадастровая стоимость указанного здания составила 105 353 632 руб. 84 коп.
Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 в„– 463 утвержден Перечень, в который здание Общества не включено.
Общество, ссылаясь на отсутствие в Перечне сведений о принадлежащем ему здании, обратилось в КЗРиЗ с заявлением от 19.01.2015 в„– 134 о включении объекта в Перечень.
Письмом от 11.02.2015 в„– 4469 КЗРиЗ, сославшись на отсутствие возможности во внесудебном порядке изменить Перечень и пропуск Обществом установленного пунктом 3.3 Порядка срока на подачу заявлений о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий и помещений, отказался включить объект Общества в Перечень на 2015 год.
Общество, полагая, что невключение спорного здания в Перечень влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате налога на имущество организаций, что ввиду увеличения налогового бремени препятствует свободному осуществлению им предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный объект соответствовал критериям для проведения его обследования (имел площадь более 3000 кв. м и использовался в целях осуществления торговли), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с его кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 в„– 645-110 (далее - Закон в„– 645-110) в статью 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 в„– 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон в„– 684-96) внесены изменения, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно статье 2 Закона в„– 645-110 он начинает действовать с 01.01.2015, но не ранее чем через 1 месяц после опубликования.
Согласно статье 1-2 Закона в„– 684-96, введенной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2014 в„– 243-44, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определение вида фактического использования указанных объектов на территории Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, принадлежащее Обществу здание находится на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111701:1, вид разрешенного использования "для размещения объектов торговли", поэтому с учетом положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ оно признавалось объектом налогообложения, налоговая база которого могла определяться с учетом особенностей, установленных этой статьей, как его кадастровая стоимость. Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 в„– 390 утверждены по состоянию на 28.05.2014 результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в том числе и в отношении принадлежащего Обществу здания с указанием его площади. Таким образом, оснований считать, что спорный объект не был выявлен в 2014 году, не имеется, в связи с чем вывод судов о нарушении прав и законных интересов Общества действиями КЗРиЗ, связанными с невключением данного объекта в Перечень, является правильным.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество в нарушение установленных Порядком сроков не обратилось в КЗРиЗ с заявлением о включении в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, обоснованно отклонена апелляционным судом. Закон в„– 645-110, установивший для Санкт-Петербурга особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, на момент проведения обследования не действовал, а пункт 4 статьи 378.2 в качестве достаточного условия для отнесения объекта к торговому центру предусматривал нахождение такого здания на земельном участке, разрешенное использование которого предусматривало размещение торговых объектов. Представленными в материалы дела документами подтверждается, что принадлежащее Обществу здание фактически используется в торговых целях, поэтому с учетом требований статьи 1-1 Закона в„– 684-96 в редакции Закона в„– 645-110 подлежало включению в Перечень на 2015 год.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Общества, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А56-24686/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------