Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2016 N Ф07-956/2016 по делу N А26-5193/2015
Требование: О взыскании с Комитета по ценам и тарифам субъекта РФ части не выплаченной по соглашению субсидии, предоставленной на компенсацию потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на теплоэнергию.
Обстоятельства: Общество полагает, что обязанность комитета по перечислению средств субсидии не может быть поставлена в зависимость от размеров бюджетных ассигнований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не имеется оснований для перечисления обществу субсидии в условиях полного распределения объема бюджетных ассигнований между получателями субсидии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу в„– А26-5193/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" Шаховой М.В. (доверенность от 23.06.2014), рассмотрев 05.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2015 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу в„– А26-5193/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" (ИНН 1001225030; ОГРН 1091001011012; место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (ИНН 1001034050; ОГРН 1021000541781; место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, д. 8А; далее - Комитет) 4 452 371 руб. 67 коп. остатка субсидии, не выплаченного по соглашению от 20.02.2015 в„– 2-2015 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия (ИНН 1001040590; ОГРН 1031000011107; место нахождения: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19; далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2015 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, Комитет обязан перечислить субсидию в сумме, предусмотренной соглашением, эта обязанность не может быть поставлена в зависимость от размеров бюджетных ассигнований.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом и Обществом в соответствии с Законом Республики Карелия от 18.12.2014 в„– 1851-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлениями Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 в„– 24-П "О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия" и от 17.02.2015 в„– 46-П "Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию" заключено соглашение от 20.02.2015 в„– 2-2015 о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия.
Как предусмотрено пунктами 2.2.2, 2.2.3 соглашения, Комитет обязан довести до Общества объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия (субсидии) в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия на финансовый год; ежеквартально перечислять субсидии на расчетный счет Общества после предоставления отчетных документов и расчета величины квартальной субсидии в соответствии с утвержденным порядком расчета.
Объем ассигнований из бюджета Республики Карелия определен разделом 3 соглашения, в соответствии с пунктом 3.2 которого авансовый размер субсидии на период с января 2015 года по февраль 2015 года составляет 20 000 000 руб.
Указанная сумма перечислена Обществу платежным поручением от 25.02.2015 в„– 840694.
Согласно представленному Обществом в Комитет расчету объем субсидии за 1-й квартал 2015 года, подлежащей перечислению, составил 25 955 154 руб. 40 коп.
Письмами от 19.05.2015, 25.05.2015 Комитет отклонил обращение Общества о предоставлении 5 955 154 руб. 40 коп. субсидии, указав, что 336 900 000 руб., предусмотренные бюджетом Республики Карелия на 2015 год на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, распределены по юридическим лицам в полном объеме, в связи с чем бюджетные источники для финансирования указанной субсидии отсутствуют.
Общество, сославшись на неисполнение Комитетом соглашения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске, придя к выводу об отсутствии оснований для перечисления Обществу субсидии в условиях полного распределения объема бюджетных ассигнований между получателями субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Республики Карелия от 18.12.2014 в„– 1851-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете) предусмотрено, что субсидии предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, по соответствующим целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов при условии заключения соответствующих соглашений (часть 1).
Во исполнение части 3 статьи 7 названного Закона Правительство Республики Карелия постановлением от 05.02.2008 в„– 24-П утвердило Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (далее - Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг с получателями бюджетных средств.
В силу пункта 6 Порядка юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг представляют главному распорядителю финансовую отчетность об использовании субсидий в порядке, установленном соглашением (договором).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 в„– 46-П "Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию" финансовое обеспечение субсидии, предоставляемой юридическим лицам, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период.
В данном случае между Комитетом и Обществом заключено соглашение от 20.02.2015 в„– 2-2015 о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений (договоров), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии со статьей 309, пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришли к выводу об исполнении Комитетом принятых на себя обязательств.
Как установлено судами двух инстанций, ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2015 год (приложение 4 к Закону о бюджете) бюджетные ассигнования на компенсацию части потерь юридических лиц в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, определены в сумме 339 877 400 руб., из них в отношении юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных организаций) - в сумме 336 900 000 руб.
Судами также установлено, что Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств, данные бюджетные ассигнования доведены до юридических лиц, при этом неиспользованные лимиты по состоянию на 01.07.2015 составили 1 502 783 руб. 03 коп.; в целях компенсации Обществу части потерь в доходах за 1-й квартал 2015 года между сторонами к соглашению от 20.02.2015 в„– 2-2015 заключено дополнительное соглашение в„– 1 о дополнительном предоставлении субсидии в указанной сумме, в связи с чем на эту сумму Обществом уменьшены исковые требования.
Исходя из того, что в силу пункта 2.2.2 соглашения Комитет обязан довести до Общества объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи на финансовый год, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Комитета в пользу Общества субсидии в большем размере в условиях полного распределения объема бюджетных ассигнований между другими получателями бюджетных средств.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Определением суда кассационной инстанции от 16.02.2016 Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения его кассационной жалобы по существу. Ввиду отказа в удовлетворении кассационной жалобы с Общества в доход федерального бюджета следует взыскать 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу в„– А26-5193/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" (место нахождения: город Петрозаводск, улица Варламова, дом 9; ОГРН 1091001011012; ИНН 1001225030) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------