Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 N Ф07-515/2016 по делу N А21-4010/2015
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа по запрету ввоза на территорию субъекта РФ автошин, бывших в употреблении, и об обязании их вывезти.
Обстоятельства: Решение вынесено в связи с непредставлением лицензии или заключения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку лицензия или заключение представляется при прибытии опасных отходов, тогда как доказательства отнесения шин к отходам не представлены: шины не утратили своих потребительских свойств и пригодны для эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А21-4010/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Доршин-Мастер" Бадьялова В.В. (доверенность от 30.01.2016), Загартдиновой О.Е. (доверенность от 01.03.2016), от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 17.12.2015 в„– 65), Поляковой И.А. (доверенность от 15.01.2016 в„– 6), рассмотрев 28.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А21-4010/2015 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Протас Н.И.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Доршин-Мастер" (место нахождения: 236034, город Калининград, улица Айвазовского, дом 43, ОГРН 1083925005273, ИНН 3906192152; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Калининградской областной таможни (место нахождения: 236006, город Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003; далее - Таможня) от 01.06.2015 по запрету ввоза на территорию Калининградской области и обязании вывезти автошины, бывшие в употреблении, в количестве 1100 штук с территории Калининградской области, а также об обязании Таможни произвести выпуск названного товара.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2015 (судья Ефименко С.Г.) Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое решение таможенного органа признано недействительным.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить постановление от 02.12.2015 и оставить в силе решение от 12.08.2015, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права - Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 в„– 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение ЕЭК в„– 30) и приложений к нему. По мнению подателя жалобы, "ввоз товаров "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа)".
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 01.06.2015 на таможенный пост МАПП Багратионовск в зоне деятельности Таможни прибыло транспортное средство с товаром - "шины б/у для легковых автомобилей", код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000, получатель - Общество.
При регистрации сообщения о прибытии в„– 10012100/010615/0005154 таможенному органу предъявлены следующие товаросопроводительные документы: CMR от 29.05.2015, инвойс от 22.05.2015 в„– 15-21, экспертное заключение ООО "Соэкс-Балтия" от 01.06.2015 в„– 5403148 "Т".
Таможня на основании запроса о предоставлении недостающих документов и сведений от 01.06.2015 в„– 03 предложила перевозчику представить в отношении спорного товара лицензию, оформленную в соответствии с Инструкцией, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 в„– 199, или заключение (разрешительный документ), составленный по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 в„– 45.
Учитывая, что истребованные документы не представлены в таможенный орган, должностным лицом Таможни в тот же день (01.06.2015) принято решение о запрете ввоза вышеназванного товара, которое оспорено получателем товара в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление Общества, исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и сделал вывод об отсутствии у таможенного органа правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Исходя из пункта 4 статьи 152 ТК ТС если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 названной статьи.
В силу пункта 1 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение в„– 7 к Решению ЕЭК в„– 30), названное Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение в„– 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Из пункта 4 названного Положения следует, что ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 в„– 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 в„– 45.
При этом лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 27 раздела 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложением в„– 2 к Решению ЕЭК в„– 30) к категории опасных отходов отнесены "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", которым соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
В то же время в примечании к разделу 2.3 названного Перечня разъяснено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
В пункте 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Федеральный закон от 25.11.1994 в„– 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением) под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства.
Таким образом, чтобы отнести шины, бывшие в употреблении, к товарам, при ввозе которых в силу раздела 2.3 вышеназванного Перечня требуется представление разрешительного документа, необходимо, в числе прочего, определить, утратили ли такие товары потребительские свойства, пригодны ли они для дальнейшей эксплуатации.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что при вынесении оспариваемого решения таможенный орган не исследовал вопрос о физических и химических характеристиках спорного товара, в то время как из контракта от 15.05.2015 в„– 02/2015А, экспертного заключения ООО "Соэкс-Балтия" от 01.06.2015 в„– 5403148 "Т" следует, что износ автошин составляет 15 - 20%, техническое состояние - исправное, товар пригоден для эксплуатации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии безусловных доказательств отнесения спорного товара к отходам, поскольку шины, бывшие в употреблении, но не утратившие своих потребительских свойств и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, являются товаром, предназначены для реализации в качестве такового, в связи с чем применительно к обстоятельствам настоящего дела решение о запрете ввоза товара обоснованно признано судом апелляционной инстанции недействительным.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции от 02.12.2015.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А21-4010/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------