Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 N Ф07-234/2016 по делу N А21-2839/2015
Требование: О признании незаконным решения администрации городского округа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый участок из состава земель сельскохозяйственного назначения может быть предоставлен в аренду по результатам проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в соответствии с законом в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А21-2839/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Ракчеевой М.А., рассмотрев 29.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музафалова Равката Равильевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2015 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Барканова Я.В., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу в„– А21-2839/2015,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Музафалов Равкат Равильевич, ОГРНИП 312392622600143, ИНН 390000054770, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ", место нахождения: 238210, Калининградская обл., Гвардейский р-н, г. Гвардейск, Юбилейная ул., д. 6, ОГРН 1023902272327, ИНН 3916002844 (далее - Администрация), об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:02:090001:189, выраженном в письме от 20.03.2015 в„– 1658, и обязании Администрации устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в аренду за плату для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Решением от 21.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Музафалов Р.Р., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, для предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянско-фермерского хозяйства не требуется проведение аукциона или торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, глава КФХ Музафалов Р.Р. обратился в Администрацию с заявлением от 20.02.2015 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:02:090001:189 площадью 100 га, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район (в 500 м на северо-запад от центра пос. Зорино), для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 49 лет.
Глава КФХ Целихина Г.П. обратилась в Администрацию с заявлением от 27.02.2015 в„– 937 о предоставлении ей в аренду того же земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Письмом от 20.03.2015 в„– 1658 Администрация сообщила Музафалову Р.Р., что право собственности на испрашиваемый им земельный участок будет предоставляться по результатам проведения торгов; о проведении аукциона (который состоится во втором квартале 2015 года) заявитель будет проинформирован дополнительно.
Ссылаясь на то, что решение Администрации об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Музафалов Р.Р. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили предусмотренных названными статьями оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение земельными участками, обязаны предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Согласно пункту 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Федеральным законом от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ).
В пункте 1 статьи 12 Закона о КФХ указано, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона о КФХ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона о КФХ).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 39:02:090001:189 входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
Поскольку Законом о КФХ не регламентирована процедура предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок, суды, учитывая категорию и вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, пришли к правильному выводу о применении к возникшим правоотношениям правил, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения о предоставлении спорного земельного участка Администрации были поданы два аналогичных заявления: главы КФХ Мурзалиева Р.Р. и главы КФХ Целихиной Г.П.
При таких обстоятельствах отказ Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка без проведения торгов является законным и обоснованным. Суды правомерно оставили заявленные требования без удовлетворения.
Довод жалобы об отсутствии правовых оснований для одновременного применения статьи 34 ЗК РФ, статьи 12 Закона о КФХ и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения подлежит отклонению.
Применение пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует принципам предоставления земельных участков, установленным статьей 34 ЗК РФ, и не противоречит положениям Закона о КФХ.
При рассмотрении дела суды учитывали правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 18.05.2015 по делу в„– А35-8391/2013.
Ссылка подателя жалобы на необоснованность заявлений других претендентов на земельный участок признается несостоятельной, поскольку не имеет правового значения.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А21-2839/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музафалова Равката Равильевича - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ

Судьи
А.В.КАДУЛИН
М.А.РАКЧЕЕВА


------------------------------------------------------------------