Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2016 N Ф07-1240/2016 по делу N А05-8038/2015
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Обстоятельства: Ответчиком нарушены сроки реализации инвестиционного проекта более чем на один год, в добровольном порядке договор не расторгнут.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие правовых и фактических оснований для расторжения договора аренды доказано; истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу в„– А05-8038/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 28.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.09.2015 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу в„– А05-8038/2015,

установил:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат", место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Гутина, д. 2, ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194 (далее - АО "Онежский ЛДК", Общество), о расторжении договора от 15.03.2012 в„– 1275 аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Решением от 25.09.2015 суд удовлетворил иск.
Постановлением от 28.12.2015 апелляционный суд оставил решение от 25.09.2015 без изменения.
В кассационной жалобе АО "Онежский ЛДК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, распоряжением Министерства от 17.10.2011 в„– 292р "Об утверждении заявки открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК", как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419.
Распоряжением от 17.10.2011 в„– 292р также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, общим ежегодным объемом заготовки 335,8 тыс. куб. м; принято решение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесных участков в границах Архангельской области в соответствии с графиком заключения договоров аренды согласно приложению к распоряжению.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 в„– 1 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект Общества "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Между Министерством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 15.03.2012 заключен договор в„– 1275 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14 марта 2061 года, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Приморский муниципальный район", Северодвинское лесничество, Унское участковое лесничество, кварталы 253-256, 257 (кроме выд. 24, 26, 28), 258, 283, 305, 306, 307 (кроме выд. 13, 14), 308, общая площадь лесного участка 10 657 га, для заготовки древесины в объемах согласно Приложению 3.
Договор заключен в редакции протокола урегулирования разногласий от 13.04.2012.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 за номером 29-29-01/068/2012-246.
В силу пункта 3.4.25 договора Арендатор обязался осуществлять мероприятия по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции в машины, транспортные средства и оборудование, необходимые для ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных работ на лесном участке, в объемах капитальных вложений и сроки, предусмотренные календарным планом реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с календарным планом реализации инвестиционного проекта "Модернизация лесопильного производства ОАО "Онежский ЛДК" (Приложение 7 к договору аренды) срок окончания реализации проекта приходился на третий квартал 2012 года, при этом в 2011 году инвестиции должны были составить 147 846 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - 21 499 тыс. руб., во втором квартале 2012 года - 70 739 тыс. руб., в третьем квартале - 70 639 тыс. руб., общий размер инвестиций 310 723 руб.
Общество предоставляло в Министерство отчеты о ходе реализации инвестиционного проекта, согласно которым на первый квартал 2012 года привлекло 33 651 тыс. руб. инвестиций, на третий квартал 2013 года аванс в размере 33 651 тыс. руб. возвращен поставщиком.
Письмом от 23.05.2013 в„– 204-02/1961 "О нарушении срока реализации инвестпроекта" Министерство предписало Обществу устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" в срок до 01.10.2013. Этим же письмом Арендодатель проинформировал Арендатора о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, представленных для его реализации.
Письмом от 13.02.2014 в„– 204-02/784 "О нарушении срока реализации инвестпроекта" Министерство вновь предписано Обществу устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в срок до 01.03.2014.
Поскольку Общество требования предписаний не исполнило, Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 в„– 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков" об осуществлении досрочного расторжения договоров аренды лесных участков и о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.04.2014 в„– 662 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Онежский ЛДК" "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, абзаца второго пункта 4, пункта 5 распоряжения Министерства от 03.03.2014 в„– 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2014 по делу в„– А05-6488/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В рамках вышеназванного дела судами двух инстанций установлено, что реализация инвестиционного проекта нарушена Обществом более чем на один год, так как срок окончания реализации инвестиционного проекта - III квартал 2012 года, в то время как согласно отчету за IV квартал 2013 года размер инвестиций составил 8084,7 тыс. руб., то есть 2,6% от проекта.
Следовательно, у Министерства имелись основания для исключения инвестиционного проекта из перечня.
Общий срок, предоставленный Министерством Обществу для устранения нарушения календарного плана реализации инвестиционного проекта, фактически составил более 9 месяцев (с 23.05.2013 по 01.03.2014). При этом, Общество не исполнило предписание Министерства ни в срок до 01.10.2013, ни в срок до 01.03.2014.
Письмом от 08.05.2015 в„– 204-01/3818, направленным Обществу Почтой России 20.05.2015, Министерство предложило расторгнуть договор аренды от 15.03.2012 в„– 1275.
Полагая, что реализация инвестиционного проекта нарушена Обществом более чем на один год, в добровольном порядке договор аренды с Обществом не расторгнут, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Министерства, посчитав их обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 в„– 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов определяется Положением об инвестиционных проектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419 (далее - Положение в„– 419).
Подпунктом "д" пункта 11 Положения в„– 419 в качестве основания для досрочного расторжения указанного договора по инициативе арендодателя предусмотрено нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Согласно пункту 19 Положения в„– 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения в„– 419 оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, (в том числе нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год) заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, на основании материалов дела установили, что в данном случае существует основание для расторжения договора, предусмотренное пунктом 6.3 договора.
В связи с этим, установив нарушение ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" сроком более чем на 1 год, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод жалобы о несоблюдении Министерством досудебного порядка урегулирования спора, поскольку, по утверждению ответчика, им не было получено письмо Министерства от 08.05.2015 в„– 204-01/3818, не может быть признан обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 в„– 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнить обязательства в разумный срок.
Поскольку часть 3 статьи 619 ГК РФ не регламентирует процедуру расторжения договора аренды, в отношениях по аренде действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 ГК РФ. Согласно названной норме требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Суды установили, что истец в порядке соблюдения положений статей 452, 619 ГК РФ направил в адрес ответчика предписания от 23.05.2013 в„– 204-02/1961 и от 13.02.2014 в„– 204-02/784 с предложением устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Министерство помимо этого направило в адрес Общества письмо от 08.05.2015 в„– 204-01/3818, в котором предлагало расторгнуть договор аренды лесных участков от 15.03.2012 в„– 1275 (том 2, листы дела 23 - 24).
Как установили суды, указанное письмо ответчиком получено, допущенные нарушения договора в разумный срок не устранены.
Факт отправки указанной корреспонденции подтверждается копиями квитанции в„– 48 и списка в„– 300 (том 2, листы дела 25 - 26). Получение Обществом письма подтверждается информацией с интернет сайта "Почта России".
Кроме того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
Следовательно, Министерством был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Министерства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А05-8038/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------