Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2016 N Ф07-1227/2016 по делу N А05-6502/2015
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: В ходе проверки инспекцией установлено, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды обществом допущен обсчет потребителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку завышение платы за электроэнергию произошло ввиду того, что общество при ее расчете учитывало площадь подвального помещения, однако в техническом паспорте дома в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, указана площадь лестничных клеток.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу в„– А05-6502/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 28.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.09.2015 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (судьи Виноградова Т.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу в„– А05-6502/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Уют", место нахождения: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Горького, д. 1, корп. 7, ОГРН 1112907000117, ИНН 2907014168 (далее - ООО "Уют", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), от 14.04.2015 в„– ОК-03/07-06/66 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда от 24.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания", место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, пр. Ленина, д. 147, ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250 (далее - Компания).
Решением от 28.09.2015 суд отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 21.12.2015 апелляционный суд оставил решение от 28.09.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Уют", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, сотрудником Инспекции проведена внеплановая документарная проверка Общества по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в связи с обращением гражданина, проживающего в доме в„– 91/11 по улице Советской в городе Вельске Архангельской области, о чем составлен акт от 26.03.2015 в„– ОК-03/07-01/196.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2014 года Обществом допущен обсчет потребителя, проживающего в доме в„– 91/11 по улице Советской в городе Вельске Архангельской области, на сумму 412 руб. 79 коп.
В связи с этим Инспекция выдала Обществу предписание от 14.04.2015 в„– ОК-03/07-06/66, которым возложила на него обязанность устранить выявленные нарушения и произвести потребителю квартиры в„– 36 дома в„– 91/11 по улице Советской города Вельска Архангельской области перерасчет на сумму 412 руб. 79 коп. по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период с января по декабрь 2014 года.
Инспекция считает, что допущенное ООО "Уют" завышение предъявленной суммы оплаты электроэнергии произошло в связи с тем, что Общество при расчете размера платы исходило из площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равной 605,2 кв. м и включающей площадь подвального помещения - 447,7 кв. м, в то время как, по мнению Инспекции, в площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, не включается площадь подвального помещения, поэтому площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, составляет 157,5 кв. м.
ООО "Уют" оспорило предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (действовавшей в период спорных правоотношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), к видам коммунальных услуг отнесено электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Согласно пункту 40 Правил в„– 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, в частности включает в себя:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно абзацу 1 пункта 44 Правил в„– 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 10 Приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10, как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета определения объемов потребления электроэнергии.
В силу абзаца 2 пункта 44 Правил в„– 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3 пункта 44 Правил в„– 354).
Как установили суды, собственники помещений в многоквартирном доме решение о распределении сверхнормативного потребления не принимали.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила в„– 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В пунктах 9 и 37 приложения в„– 1 Правил в„– 306 указано, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующим формулам при применении метода аналогов или расчетного метода, обязательным элементом которых выступает общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Между тем Правила в„– 354 и Правила в„– 306 не раскрывают, площадь каких помещений многоквартирного дома следует учитывать при определении показателя - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в целях исчисления объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления.
В силу пункта 3 Правил в„– 354 разъяснения по применению данных Правил, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 в„– 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами в„– 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно разъяснениям министерства энергетики и связи Архангельской области, изложенных в письме от 27.09.2012 в„– 203/01-13/2946 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению площадь мест общего пользования принята равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта.
Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 в„– 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция в„– 37). Указанным приказом утверждена форма технического паспорта здания.
В соответствии с Приложением 12 к Инструкции в„– 37 технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
Суды установили, что в представленном Обществом в ходе проверки в Инспекцию техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Вельск, Советская ул., д. 91/11, составленном по состоянию на 02.12.2002, предусмотрена графа "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования", однако данная графа не заполнена.
В указанном техническом паспорте и экспликации к поэтажному плану жилого дома в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, указана площадь лестничных клеток. Иные площади, которые можно было бы отнести к данной общей площади, в названных техническом паспорте и экспликации к поэтажному плану жилого дома, а также в других документах, отсутствуют.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что при расчете размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, следует учитывать площадь лестничных клеток, которая составляет 157,5 кв. м.
Податель жалобы считает, что в данном случае при определении нормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды должна учитываться общая площадь подвального помещения, поскольку в представленном суду техническом паспорте дома по состоянию на 20.07.2015 и экспликации к поэтажному плану жилого дома содержится информация о площади подвального помещения, которая составляет 447,7 кв. м, а общая площадь мест общего пользования составляет 605,2 кв. м.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку, как было указано выше, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Как правильно указали суды, технический паспорт на жилой дом в„– 91/11 по ул. Советской г. Вельск Архангельской области, составленный по состоянию на 20.07.2015, изготовлен уже после принятия оспариваемого предписания и в ходе проверки не был представлен Инспекции. Кроме того, этот документ составлен за рамками проверенного периода (2014 год). Таким образом, указанный технический паспорт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства при проверке законности оспариваемого предписания.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в признании недействительным предписания Инспекции от 14.04.2015 в„– ОК-03/07-06/66.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А05-6502/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------