Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2016 N Ф07-2266/2016 по делу N А21-820/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Предприятию доначислен НДС со ссылкой на неправомерное включение в налоговые вычеты сумм налога по работам, выполненным подрядными организациями и оплаченным за счет полученных средств бюджетного финансирования.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не были исследованы условия муниципальных контрактов, а также их исполнение, не был определен объем имущественных прав предприятия как заказчика-застройщика на результаты выполненных работ по каждому из контрактов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу в„– А21-820/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Бурматовой Г.Е., Журавлевой О.Р., при участии от муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Коваленко А.А. (доверенность от 01.12.2015 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду Кочкина Р.О. (доверенность от 10.06.2015 б/н), Клипик Е.А. (доверенность от 27.05.2015 б/н) и Чечун И.Ю. (доверенность от 17.04.2015 б/н), рассмотрев 29.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2015 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А21-820/2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),

установил:

Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923, (далее - МП КХ "Водоканал", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду, место нахождения: 236006, Калининград, Дачная ул., д. 6, ОГРН 1043905000017, ИНН 3906110008 (далее - Инспекция), от 29.09.2014 в„– 52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Предприятию доначислено 41 336 775 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за I, II и III кварталы 2011 года, начислено пеней в сумме 452 547 руб. за нарушение сроков уплаты этого налога. Этим решение Предприятие также привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 5 324 682 руб. штрафа.
Решением суда от 03.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2015, в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 03.08.2015 и постановление от 21.10.2015 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, нормы статей 171 и 172 НК РФ не устанавливают ограничений для применения налоговых вычетов при получении бюджетных инвестиций по адресной программе для реализации муниципальных контрактов, и таким образом, у МП КХ "Водоканал" есть право на возмещение НДС из бюджета.
По-мнению заявителя, суды не дали надлежащей правовой оценки роли налогоплательщика по осуществлению реконструкции и строительства объектов, поскольку он является не только "техническим посредником". По утверждению Предприятия, судами не исследован вопрос о его праве на спорные реконструируемые объекты, а потому его наименование в муниципальном контракте как заказчика-застройщика не отменяет факта оплаты и получения им результата работ (реконструируемых объектов), а также их назначение и использование в настоящей и в будущей производственной деятельности Предприятия.
В судебном заседании представитель Предприятие поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а Инспекция в отзыве и ее представители в суде просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) МП КХ "Водоканал" в бюджет НДС за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 15.08.2014 в„– 1169 и вынесено решение от 29.09.2014 в„– 52 о привлечении МП КХ "Водоканал" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Предприятию доначислено 41 336 775 руб. НДС за I, II, III кварталы 2011, а также 452 547 руб. пеней за нарушение срока уплаты НДС. Этим решением Предприятие привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. На основании пункта 1 статьи 113 НК РФ привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ за несвоевременную уплату НДС за I и II кварталы 2011 не применяется в связи с истечением срока давности. На Предприятие наложен штраф в размере 5 324 682 руб. за несвоевременную уплату НДС только за III квартал 2011 года.
По результатам рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области апелляционной жалобы заявителя, поданной в административном порядке, решение Инспекции от 29.09.2014 в„– 52 оставлено без изменений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МП КХ "Водоканал" с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области о признании указанного решения налогового органа недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ сумма НДС, исчисленная налогоплательщиком по совершенным им операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит уменьшению на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Статья 169 НК РФ предусматривает, что счет-фактура, оформленная в соответствии с пунктом 5, 5.1 и 6 данной статьи, является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями указанной статьи.
Как следует из материалов дела, Предприятие получило бюджетные инвестиции для строительства и реконструкции объектов в рамках муниципальных контрактов по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2014 года и Областной инвестиционной программе на 2009 - 2014 годы.
МП КХ "Водоканал" осуществляло в 2011 году строительство очистных сооружений и завершало монтажные работы по строительству водопроводных станций (Восточная водопроводная станция и Московская насосная станция) в рамках проекта "Реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды города Калининграда", в связи с чем заявило к вычету предъявленный в налоговых периодах 2011 года подрядными организациями - открытым акционерным обществом "Мостостроительный трест в„– 6" (далее - ОАО "Мостостроительный трест в„– 6"), обществом с ограниченной ответственностью "СК Монолит" (далее - ООО "СК Монолит"), закрытым акционерным обществом "Проектный институт "Ленинградский Водоканалпроект" (далее - ЗАО "ПИ "Ленинградский Водоканалпроект") - 89 735 827 руб. НДС, в качестве, как утверждает заявитель, покупателя подрядных работ в рамках договоров об инвестиционной деятельности и оплаченных за счет бюджетных средств.
В указанных целях были заключены следующие муниципальные контракты:
- между Комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" (муниципальный заказчик; далее - Комитет) и генеральным подрядчиком - ОАО "Мостостроительный трест в„– 6" от 31.07.2009 в„– 12 (далее - контракт в„– 12), в котором генеральный подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Строительство очистных сооружений город Калининград". В рамках этого контракта Предприятие выступало в качестве заказчика-застройщика и обязывалось осуществлять контроль и технический надзор за выполнением работ, приемку выполненных генеральным подрядчиком работ и их оплату в пределах бюджетных ассигнований.
Общая стоимость указанного муниципального контракта составила 1 354 212 002 руб. 55 коп., в том числе 18% НДС (206 574 712 руб. 41 коп.).
В соответствии с дополнительным соглашением от 07.09.2011 в„– 12 к указанному муниципальному контракту заказчик-застройщик в пределах утвержденных бюджетных ассигнований обязывался перечислить на счет генерального подрядчика денежные средства, соответствующие стоимости выполненных работ. Моментом оплаты выполненных работ считается списание денежных средств с расчетного счета МП КХ "Водоканал", также на Предприятие был возложен контроль целевого и эффективного использования генеральным подрядчиком денежных средств.
- муниципальный контракт от 14.04.2010 в„– 15 (далее - контракт в„– 15) между муниципальным заказчиком - Комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и заказчиком-застройщиком - МП КХ "Водоканал", подрядчиком - ЗАО "ПИ "Ленинградский Водоканалпроект", из контракта следует, что подрядчик по заданию заказчика-застройщика обязуется осуществлять авторский надзор за строительством объекта "Строительство очистных сооружений город Калининград".
В соответствии с муниципальным контрактом от 14.04.2010 в„– 15 в общую стоимость контракта включается уплата всех предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов, в том числе 18% НДС (733 185 руб. 76 коп.).
- муниципальный контракт от 11.11.2010 в„– 34/2010 (далее - контракт в„– 34/2010) на выполнение работ по строительству объекта "Реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды города Калининграда". Приоритетная инвестиционная программа по проекту в„– А1 "Модернизация и завершение строительства водопроводных станций".
В соответствии с этим муниципальным контрактом муниципальный заказчик - Комитет и Выгодоприобретатель - МП КХ "Водоканал" поручают, а генеральный подрядчик - ООО "СК Монолит" принимает на себя обязательства выполнить работы - "Реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды город Калининград" на действующем и находящемся на балансе заявителя объекте.
В соответствии с муниципальным контрактом в„– 34/2010, в общую стоимость контракта включается оплата всех предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов.
Вновь создаваемый и реконструируемый в соответствии с муниципальными контрактами объекты являются муниципальной собственностью.
В материалы дела Предприятием представлены названные договоры и дополнения к ним, книги покупок с дополнительными листами за I - IV кварталы 2011 года, а именно счета-фактуры и акты о приемке Предприятием выполненных работ, произведенных генеральными подрядчиками на сумму 588 268 202 руб., в том числе 18% НДС (89 735 827 руб.).
В рамках указанных контрактов Предприятие выступает в качестве заказчика-застройщика, но с разным объемом имущественных прав и обязанностей в отношении возводимого и реконструируемого объектов.
Право на налоговые вычеты по НДС и на возмещение налога из бюджета регулируются нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым субъектом такого права является приобретатель товаров (работ, услуг), приобретенных им в рамках заключенных с контрагентами гражданско-правовых договоров.
В случаях осуществления подрядных работ на основании заключенных с подрядчиками договоров подряда объем имущественных прав участников договора на эти работы (товары) определяется исходя из условий заключенных контрактов.
В частности, если заказчик-застройщик по условиям договора не является приобретателем строительных работ, у него отсутствует право на налоговые вычеты по НДС, предъявленные подрядчиками (поставщиками) в рамках заключенных договоров подряда, поскольку, не являясь их приобретателем, заказчик-застройщик не вправе принять их на свой учет, а следовательно, он не соответствует требованиям статей 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету НДС, заявленному в стоимости выполненных подрядчиками работ. Фактическое осуществление учета выполненных подрядчиками работ и получение им от подрядчиков счетов-фактур не порождает у такого заказчика-застройщика прав на вычеты по НДС и на возмещение налога из бюджета, поскольку выполнение им таких функций вытекает из условий договора, в рамках которого такой заказчик-застройщик осуществляет посредническую деятельность. Выполненные работы и завершенный строительством объект такой заказчик-застройщик обязан предъявить и передать инвестору в лице его надлежащего заказчика, который впоследствии и распорядится судьбой возведенного объекта как приобретатель подрядных работ и получатель результата этих работ.В случае, если спорные работы по реконструкции осуществляются на действующем объекте, являющемся муниципальной собственностью и находящемся на балансе заказчика-застройщика на праве хозяйственного ведения, а из условий контракта следует, что именно он является приобретателем результатов работ по реконструкции объекта, которые используются им в облагаемой НДС деятельности и в отношении этих работ к нему правомерно подрядчиками выставлены счета-фактуры, то такой заказчик-застройщик вправе поставить на учет осуществленные и предъявленные к оплате подрядчиком работы и в соответствии с положениями статей 171 и 172 НК РФ заявить по ним вычеты. Такая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2015 в„– 3010КГ15-8030.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, судами не были исследованы условия заключенных спорных контрактов, а также их исполнение участниками контрактов, не был определен объем имущественных прав заявителя как заказчика-застройщика на результаты выполненных работ по каждому из договоров, следовательно, судами не установлены обстоятельства предмета спора, имеющие существенное значение для правильного его разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основаниями для изменения или отмены решения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права.
В силу положений части 3 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, поскольку судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в связи с чем неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать условия каждого контракта в отдельности на предмет вытекающих из контракта объема прав заявителя на результаты выполненных работ и установить спорные обстоятельства по каждому из них, на основании этого определить наличие или отсутствие права Предприятия на налоговые вычеты по НДС по спорным контрактам, в том числе и по объему.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А21-820/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА


------------------------------------------------------------------