Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2016 N Ф07-392/2016 по делу N А13-5402/2015
Требование: О признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что управляющей компанией не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание является законным, коммунальная услуга предоставляется потребителям третьим лицом без заключения договора как с управляющей компанией, так и непосредственно с потребителями.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу в„– А13-5402/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., рассмотрев 28.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.08.2015 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу в„– А13-5402/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис", место нахождения: 160035, г. Вологда, Комсомольская ул., д. 7а, ОГРН 1043500041067, ИНН 3525134360 (далее - ООО "Жилстройсервис", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области, место нахождения: 160035, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - Инспекция), от 13.02.2015 в„– 174-32/1.
К участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "ВСК").
Решением от 31.08.2015 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 30.11.2015 апелляционный суд оставил решение от 31.08.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Жилстройсервис", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, судами неверно применена норма права - пункт 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление в„– 442).
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 21.01.2015 в„– 174 с целью проверки фактов, изложенных в жалобе жильца дома в„– 6 по ул. К. Маркса г. Вологды, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 в„– 124 (далее - Правила в„– 124), о чем составлен акт проверки от 13.02.2015 в„– 174-32.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Обществом, являющимся управляющей компанией указанного дома, в нарушение статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 9 Правил в„– 354, пункта 4 Правил в„– 124 не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с этим Инспекция выдала Обществу предписание от 13.02.2015 в„– 174-32/1, в соответствии с которым Общество в срок до 20.04.2015 должно обеспечить предоставление потребителям дома в„– 6 по ул. К. Маркса г. Вологды коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
ООО "Жилстройсервис" оспорило названное предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 в„– 592, Государственная жилищная инспекция Вологодской области является органом государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (пункт 1.2).
Инспекция для решения своих задач и осуществления полномочий (функций) организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (пункт 3.2.1).
В пределах своей компетенции должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушения обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3.2.3).
Как следует из приведенного, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах компетенции.
Как установлено частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил в„– 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил в„– 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 Правил в„– 354 предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил в„– 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 4 Правил в„– 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
В данном случае согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Вологда, ул. К. Маркса, д. 6, от 15.02.2008 в„– 1 Общество избрано в качестве управляющей компании указанного многоквартирного жилого дома и с ним заключен договор управления многоквартирным домом от 01.08.2008 в„– 327.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.1.3 данного договора Общество приняло на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, как правомерно указано судами, управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения.
Как установлено судами на основании материалов дела, услуга по электроснабжению в многоквартирном доме оказывается ОАО "ВСК", являющейся ресурсоснабжающей организацией, с которой Обществом не заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в интересах собственников помещений, заключивших с ним договоры управления.
При этом ранее Обществом заключался с указанной организацией договор электроснабжения от 01.02.2013 на поставку электрической энергии в многоквартирный дом. Данный договор расторгнут сторонами с 01.12.2014 на основании дополнительного соглашения от 21.11.2014.
В связи с этим суды правомерно указали, что поскольку Обществом не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, у Инспекции имелись основания для вынесения оспариваемого предписания.
Суд кассационной инстанции считает, что судами обоснованно отклонена ссылка Общества на пункт 53 Постановления в„– 442, поскольку данным постановлением установлены правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а не предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
Кроме того, Общество не представило доказательств, свидетельствующих о существовании в рассматриваемый период условий, предусмотренных в пункте 53 Постановления в„– 442.
Как верно отметили суды, в данном случае коммунальная услуга предоставляется потребителям третьим лицом без заключения договора как с управляющей компанией, так и непосредственно с потребителями.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 по делу в„– А13-5402/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------