Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2016 N Ф07-314/2016 по делу N А56-26795/2014
Требование: О признании незаконным бездействия Правительства субъекта РФ, выразившегося в уклонении от рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Обстоятельства: Общество представило все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом соблюдена процедура выбора земельного участка, акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А56-26795/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сергеевой И.В., при участии от Правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 11.01.2016), Мануйловой О.П. (доверенность от 11.01.2016), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 11.01.2016), Синявского М.В. (доверенность от 11.01.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Валерия" Малтыза И.Н. (доверенность от 14.04.2014), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ивановой Ю.А. (доверенность от 29.12.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2015 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу в„– А56-26795/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Валерия" (место нахождения: 194902, Санкт-Петербург, п. Парголово, Выборгское шос., 226, ОГРН 1027801560159, ИНН 7802173258; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство) при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома в„– 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.), и обязании Правительства принять решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342; далее - Комитет), Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076, в дальнейшем Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; далее - КИО), администрация Приморского района Санкт-Петербурга (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, ОГРН 102787593318, ИНН 7814002313; далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2014 (судья Егорова Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.12.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) решение от 03.10.2014 отменено, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2015 (судьи Кадулин А.В., Грачева И.В., Сергеева И.В.) решение суда от 03.10.2014 и постановление апелляционного суда от 30.12.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 21.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2015 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., уч. 1 (северо-западнее дома в„– 44, корп. 1, лит. А по Комендантскому пр.), распоряжением Комитета от 20.03.2012 в„– 32 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 3236 кв. м, расположенного по указанному адресу.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 в„– 1813 (далее - Положение в„– 1813). В состав данной документации представлены заключение Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 19.04.2011 в„– 1-1-21597/5, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 17.05.2011 в„– 11-439-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 05.07.2011 в„– 333. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 3236 кв. м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:34:0413403:1283, разрешенное использование "для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)".
27.02.2014 Общество обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта соответствующего постановления Правительства о предоставлении указанного земельного участка для строительства, приложив заключения КЗРиЗ от 08.08.2013 в„– 64343/К, КУГИ от 21.09.2013 в„– 6542-17, КГИОП от 23.08.2013 в„– 1305459-1, Комитета по энергетике от 14.10.2013 в„– 484, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.02.2014 в„– 01/017/2014-158, кадастровый паспорт от 26.06.2013 в„– 78/201/13-128249, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 23.12.2013 в„– 230-1/2013, заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "ГУИОН" от 13.02.2013 в„– 31-2-003/2014, документы, подтверждающие полномочия руководителя Общества от 17.02.2014.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Комитет все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и ссылаясь на уклонение Правительства от рассмотрения заявления, по данному вопросу, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При новом рассмотрении суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Абзацем первым пункта 8 указанной статьи определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 в„– 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон в„– 282-43), во исполнение которого постановлением Правительства от 30.12.2010 в„– 1813 было утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования (далее - Положение).
Статьей 5 Закона в„– 282-43 предусмотрена возможность целевого, то есть без проведения торгов, предоставления земельных участков для строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта; в соответствии с положениями 31 ЗК РФ, Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка, акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положения; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом в„– 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, суды обоснованно признали бездействие Правительства, выраженное в непринятие решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, и правомерно обязали Правительство принять соответствующее решение.
Довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы строительства станции метрополитена "Зоопарк", является несостоятельным. Указанный довод являлся предметом исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и не нашел своего подтверждения.
Иных доводов, имеющих правовое значение для рассмотрения настоящего спора и свидетельствующих о неправильном применении судами норм материального права, в кассационной жалобе не приводится.
Учитывая, что при рассмотрении дела нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по делу в„– А56-26795/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------