Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2016 N Ф07-1324/2016 по делу N А56-50988/2015
Требование: О взыскании с субъекта РФ в лице жилищного комитета межтарифной разницы.
Обстоятельства: Предприятие выполнило предусмотренные договором теплоснабжения обязанности по поставке тепловой энергии и считает себя лицом, имеющим право на взыскание долга в виде разницы между установленным регулирующим органом для ресурсоснабжающей организации экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения по оплате поставленной тепловой энергии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку комитет не представил данные о выплате предприятию субсидий в целях возмещения выпадающих доходов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. по делу в„– А56-50988/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К., при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Артеменко Е.В. (доверенность от 13.01.2016 в„– 05-ЗГДС/646), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Губановой М.Д. (доверенность от 12.01.2016 в„– 2-16/16-0-0), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2015 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу в„– А56-50988/2015,

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская д. 12, лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (место нахождения: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199; далее - Жилищный комитет) о взыскании 221 411 руб. 16 коп. возникшего в связи с разницей в тарифах долга в рамках исполнения договора теплоснабжения (в горячей воде) от 01.05.2012 в„– 12894.036.1 за период с марта 2012 по март 2013 года (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис в„– 3 Калининского района", место нахождения: 195197, Санкт-Петербург, ул. Федосеенко, д. 31, ОГРН 1089847191752, ИНН 7806387476 (далее - Общество).
Решением от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение от 28.09.2015 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2016, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель Предприятия подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета просил оставить решение от 28.09.2015 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.2016 без изменения, полагая их правомерными.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор от 01.05.2012 в„– 12894.036.1 теплоснабжения в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - своевременно оплачивать принятую энергию.
Предприятие, выполнив предусмотренные договором теплоснабжения обязанности по поставке тепловой энергии и полагая себя лицом, имеющим право на взыскание долга в виде разницы между установленным регулирующим органом для ресурсоснабжающей организации экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения по оплате поставленной тепловой энергии за период с марта 2012 по март 2013 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В спорный период действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307 (далее - Правила в„– 307).
Пунктом 8 Правил в„– 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил в„– 307).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, в силу пункта 38 которых размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, данными в постановлении от 29.03.2011 в„– 2-П, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 в„– 95 на 2012 год и от 22.03.2013 в„– 179 на 2013 год "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", установлено, что данная разница подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Получатели субсидий - товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (далее - СК), управляющие организации (далее - УО), заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские.
Средства субсидий перечисляются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") на основании заключаемого с ним договора в соответствии с представленными отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет полученные средства получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий. Указанные договоры должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций), государственных учреждений.
Таким образом, действовавший в спорный период порядок предоставления субсидий на возмещение межтарифной разницы не предусматривал выделение субсидий непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Следовательно, правовых оснований для самостоятельного получения субсидий, равно как и для продажи тепловой энергии по тарифам, отличным от установленных регулирующей организацией, у Предприятия не имелось.
Данных о выплате Предприятием или Обществу субсидий в период с марта 2012 по март 2013 года материалы дела не содержат.
При таком положении кассационная инстанция считает вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с Жилищного комитета субсидий неправомерным, обжалуемые судебные акты - подлежащими отмене, как принятые с неправильным применением норм права, а заявленные Предприятием исковые требования - подлежащими удовлетворению.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям любой организационно-правовой формы, заключившим договор теплоснабжения с управляющей организацией.
Таким образом, кассационная инстанция считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца 221 411 руб. 16 коп. долга, образовавшегося исходя из разницы в тарифах.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу в„– А56-50988/2015 отменить.
Взыскать с Жилищного комитета (место нахождения: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199) в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 221 411 руб. 16 коп. задолженности.
Взыскать с Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 13 428 руб. 22 коп. расходов по госпошлине по иску, апелляционной и кассационной жалобам.

Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА

Судьи
М.В.ПАСТУХОВА
В.К.СЕРОВА


------------------------------------------------------------------