Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2016 N Ф07-1737/2016, Ф07-1948/2016 по делу N А66-6791/2015
Требование: О признании недействительными дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: Оспариваемыми соглашениями внесены изменения в договор в части определения разрешенного объема заготовки древесины на участке, размера арендной платы за арендуемый лесной участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством у сторон договора, заключенного по результатам аукциона, не было законных оснований для изменения его условий по соглашению сторон.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу в„– А66-6791/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" Граца А.В. (доверенность от 25.08.2015), Егоровой К.М. (доверенность от 05.08.2015), Ширикова И.Е. (доверенность от 24.02.2016), от Министерства лесного хозяйства Тверской области Рогозиной О.В. (доверенность от 18.04.2016) и Барышкова В.В. (доверенность от 08.09.2014), от Прокуратуры Тверской области Кузнецовой Я.В. (удостоверение), рассмотрев 19.04.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" и Министерства лесного хозяйства Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А66-6791/2015 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.),

установил:

Прокуратура Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Симеоновская улица, дом 27, ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777 (далее - Прокуратура), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области, место нахождения: 170000, город Тверь, Свободный переулок, дом 9; ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство), и к обществу с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес", место нахождения: 172200, Тверская область, Селижаровский район, поселок городского типа Селижарово, улица Ленина, дом 116, ОГРН 1086913000624, ИНН 6939011745 (далее - Общество), о признании недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений от 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2014 и 25.12.2014 к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75.
Решением суда первой инстанции от 14.10.2015 (судья Истомина О.Л.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.12.2015 указанное решение отменено; дополнительные соглашения от 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2014, 25.12.2014 к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75 признаны недействительными.
В кассационных жалобах Министерство и Общество, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просят постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на жалобу Прокуратура и ее представитель в судебном заседании, полагая, что постановление апелляционного суда законно и обоснованно, просят оставить его без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества и Министерства поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.05.2011 Департамент лесного комплекса Тверской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка в„– 75 (далее - договор) сроком на 49 лет, по условиям, которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), протоколом заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 03.05.2011 передает в аренду, а арендатор принимает лесной участок в составе земель лесного фонда, площадью 29 168 га, находящийся: Тверская область, Селижаровский район, Осташковское лесничество Тверской области, Селижаровское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Селижаровский лесхоз Селижаровское лесничество) квартал 126-132, 134, в пределах кадастрового номера 69:29:000000:0004, площадью 688 га; Большекошинское участковое лесничество (в соответствии с материалами лесоустройства Большекошинское лесничество) квартал 1-72, 75-202, площадью 28 480 га:
- леса, ранее находившиеся во владении колхоза "им. Ленина" квартала 1-19, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-435, площадью 2663 га;
- леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Возрождение" квартала 2-28, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-436, площадью 4672 га;
- леса, ранее находившиеся во владении совхоза "Соколово" квартала 1-37, в пределах кадастрового номера 69-69-01/032/2008-211, площадью 5 765 га;
- леса, ранее находившиеся во владении совхоза "Киселевский" квартала 1-5, 8-51, в пределах кадастрового номера 69-69-01/032/2008-212, площадью 7174 га;
- леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Россия" квартала 1-42, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-438, площадью 4721 га;
- леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Мир" квартала 1-25, в пределах кадастрового номера 69-69-01/029/2008-437, площадью 3292 га;
- леса, ранее находившиеся во владении колхоза "им. Калинина" квартал 1, в пределах кадастрового номера 69-69-01/031/2008-042 (Ольховское участковое лесничество), площадью 193 га.
Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке составляет: по выборочным рубкам спелых и перестойных насаждений - 15,2 тыс. куб. м, по рубкам ухода за лесами - 0,9 тыс. куб. м. В случае изменения в установленном порядке ежегодного разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, производится перерасчет объема заготовки древесины с момента изменения расчетной лесосеки. Соответствующие изменения вносятся в приложение в„– 3 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.1 договора годовая арендная плата на момент подписания настоящего договора составляет 1 338 400 руб. 00 коп. Арендная плата на арендуемом участке устанавливается в виде платежей в соответствующие бюджеты, которые рассчитываются на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации, применяемых с коэффициентом 1,7.
Арендная плата и сроки ее внесения установлены приложением 4 к настоящему договору.
Арендная плата устанавливается ежегодно на весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке, установленный приложением 3 к настоящему договору.
Размер арендной платы может изменяться в случае изменения ежегодного разрешенного объема использования лесов. В этом случае вносятся изменения в приложение 4 к настоящему договору.
По условиям пункта 3.1.8 договора арендодатель имеет право по результатам проведения очередного лесоустройства вносить изменения в ежегодные объемы лесопользования и лесохозяйственных работ.
По правилам пункта 5.2 договора его условия могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе, в случае изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства и утвержденного в установленном порядке проекта освоения леса, утверждения лесохозяйственного регламента лесничества.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 17.05.2011 арендодатель передал, а арендодатель принял в аренду указанный лесной участок.
Министерством (правопреемник Департамента) и Обществом 22.01.2013 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75.
Пунктами 3 - 7 указанного дополнительного соглашения в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75 внесены изменения в части определения разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, размера арендной платы, целей и объемов использования лесов на арендуемом лесном участке, сроков внесения арендной платы.
Министерством и Обществом 06.02.2013 заключено второе дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого, в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75 внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок, разрешенного объема заготовки древесины на арендуемом участке, порядка и сроков внесения арендной платы.
Министерством и Обществом 13.01.2013 заключено третье дополнительное соглашение, в соответствии с условиями данного договора аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75 внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок, сроков внесения арендной платы, объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Министерством и Обществом 25.12.2014 заключено четвертое дополнительное соглашение. В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения в договор аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75 года внесены изменения в части определения размера арендной платы за арендуемый лесной участок.
Посчитав, что приведенные дополнительные соглашения, заключенные ответчиками, содержат условия, не соответствующие (противоречащие) нормам действующего ЛК РФ, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском о признании недействительными (ничтожными) указанных дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 17.05.2011 в„– 75.
Суд первой инстанции признал требования незаконными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция отменяя принятое решение правомерно исходила из следующего.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 в„– 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным ЛК РФ (частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ), что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и основания изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Аналогичная позиция содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 в„– 301-ЭС14-448 по делу в„– А43-21805/2013.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 в„– 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительных соглашений 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2013 возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора.
На момент заключения дополнительного соглашения 25.12.2014 отсутствовали условия предусмотренные частью 2 статьи 74 ЛК РФ в новой редакции для внесения изменений в договор аренды (изменение целевого назначения лесов, существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Апелляционный суд правомерно признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что вносимые в договор аренды изменения, касающиеся корректировки ежегодно разрабатываемого объема заготовки древесины, не противоречат действующему законодательству. Уменьшив по дополнительному соглашению объемы заготовки древесины и размер арендной платы, а также изменив иные условия договора, стороны договора фактически изменили существенные условия аукциона и договора, заключенного по результатам такого аукциона, что допустимо только в случаях, определенных законом.
Изменение сторонами договора аренды его условия о размере арендной платы со ссылкой на наличие такой возможности согласно пункту 2.1 договора, противоречит установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку у сторон договора аренды заключенного по результатам аукциона не было законных оснований для изменения его условий, соответственно, в силу положений статьи 168 ГК РФ оспариваемые соглашения являются ничтожными.
Аналогичный подход поддержан также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 по делу в„– 301-ЭС15-11442.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку постановление апелляционного суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, то основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А66-6791/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тверьинтерлес" и Министерства лесного хозяйства Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------