Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2016 N Ф07-2789/2016 по делу N А42-4928/2015
Требование: Об оспаривании предписания управления Росфиннадзора об устранении нарушений порядка использования бюджетных средств.
Обстоятельства: Управлением установлено, что учреждением допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований в связи с предоставлением дополнительной неоплачиваемой жилой площади одиноко проживающим пенсионерам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку использование учреждением спорных средств осуществлено в соответствии с законом и в пределах выделенных лимитов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2016 г. по делу в„– А42-4928/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С. и Самсоновой Л.А., при участии от Администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области и Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества закрытого административно-территориального образования Александровск" Блиновой Т.В. (доверенности от 11.01.2016), рассмотрев 12.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2015 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу в„– А42-4928/2015,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск", место нахождения: 184680, Мурманская область, город Снежногорск, Флотская улица, дом 8, ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 7, ОГРН 1045100173513, ИНН 5190127749 (далее - Управление), от 20.05.2015 в„– 19 об устранении нарушений порядка использования бюджетных средств и принятию мер по возмещению средств субсидий из федерального бюджета в сумме 1 522 288 руб. в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, в срок до 19.06.2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, место нахождения: 184682, Мурманская область, город Снежногорск, Флотская улица, дом 9, ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 16.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Учреждение, а также их представитель в судебном заседании, возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании приказа от 16.03.2015 в„– 51 Управлением в период с 18.03.2015 по 24.04.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении в 2014 году бюджетов закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в части использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 30.04.2015, согласно которому в нарушение абзаца 2 пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), абзаца 2 пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) Учреждением в 2014 году допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на переселение граждан из ЗАТО в связи с предоставлением дополнительной неоплачиваемой жилой площади одиноко проживающим, неработающим пенсионерам по старости и одиноко проживающим семейным парам - пенсионерам по старости при отсутствии в местном бюджете на 2014 год средств на исполнение расходных обязательств муниципального образования по предоставлению указанных льгот на сумму 1 522 288 руб.
Предписанием Управления от 20.05.2015 в„– 19 Учреждению предложено устранить вышеназванные нарушения в срок до 19.06.2015 и принять меры по возмещению средств субсидии из федерального бюджета.
Считая предписание Управления незаконным, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суды признали спорное предписание необоснованным и не соответствующим действующему законодательству, в связи с чем удовлетворили заявление Учреждения.
Заслушав пояснения представителя Администрации и Учреждения, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Правовой режим ЗАТО, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в ЗАТО, и особенности организации местного самоуправления в ЗАТО определены Законом Российской Федерации от 14.07.1992 в„– 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон в„– 3297-1).
Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилое помещение по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жилым помещением по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 Закона в„– 3297-1 в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 в„– 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" (далее - Постановление в„– 23), переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
Предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно-территориального образования (пункту 3 Постановления в„– 23).
На основании пункта 8 Постановления в„– 23 в целях его реализации постановлениями Главы Администрации ЗАТО г. Снежногорск от 22.12.2009 в„– 1369 и Главы муниципального образования ЗАТО Скалистый от 06.05.2005 в„– 206 утверждены соответственно "Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Снежногорск на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" (далее - Положение в„– 1369) и "Положение о порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства" (далее - Положение в„– 206).
Так пунктом 2.13 Положения в„– 1369 предусмотрено, что граждане, получающие жилье больше социальной нормы, указанной в пункте 2.12 Положения, производят доплату за площадь, превышающую социальную норму, по фактической цене квартиры.
При этом граждане из числа одиноко проживающих неработающих пенсионеров по старости, одиноко проживающих семейных пар - пенсионеров по старости, получающие жилое помещение по составу семьи в размерах, превышающих социальную норму, указанную в пункте 2.12 Положения, освобождаются от доплаты, но не более, чем за 8 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу, что использование заявителем в проверяемом периоде спорных средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на переселение граждан из ЗАТО было осуществлено в соответствии с изложенными нормативными актами и в пределах выделенных лимитов.
При таких обстоятельствах суды учитывая, что Управлением не доказан факт неправомерного использования Учреждением средств межбюджетных трансфертов, правомерно признали оспариваемое предписание недействительным.
Доводы кассационной жалобы Управления основаны на редакции Закона в„– 3297-1, действующей с 01.01.2015, которая не подлежит применению к отношениям, возникшим в проверяемом периоде.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу в„– А42-4928/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
Л.А.САМСОНОВА
И.С.ЛЮБЧЕНКО


------------------------------------------------------------------