Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2016 по делу N А44-3062/2015
Требование: Об оспаривании договора аренды лесного участка в части размера арендной платы и о взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Арендатор полагает, что условие договора о размере арендной платы в части, превышающей минимальный размер, установленный Правительством РФ, является ничтожным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, являются элементами платы, установленной по итогам торгов, и оспариваемые условия не подлежат изменению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу в„– А44-3062/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Терминал" Афанасьева Д.С. (доверенность от 15.03.2016), от Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Балабушкиной О.В. (доверенность от 27.01.2016), рассмотрев 10.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.07.2015 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу в„– А44-3062/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (ИНН 5306005774; ОГРН 1025301988140; место нахождения: Новгородская обл., Любытинский р-н, р.п. Неболчи, ул. Гагарина, д. 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (ИНН 5321114249; ОГРН 1075321000105; место нахождения: Великий Новгород, Воскресенский б-р, д. 13а; далее - Комитет) о признании недействительным пункта 11 договора аренды лесного участка от 30.07.2008 в„– 128 (в редакции дополнительных соглашений от 21.08.2012 и от 07.05.2013) в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310, а также о взыскании с Новгородской области за счет казны Новгородской области 8 720 495 руб. 78 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 28.07.2015 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2016 производство по кассационной жалобе было приостановлено до рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дела в„– А26-7523/2014.
Производство по кассационной жалобе возобновлено после опубликования на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 в„– 307-ЭС15-19171.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы жалобы, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Неболчским лесхозом Новгородского управления лесами и Обществом по результатам закрытого лесного конкурса от 05.04.1999 заключен договор от 16.08.1999 аренды участка лесного фонда площадью 81 439 га сроком на 49 лет для заготовки древесины.
Арендная плата в договоре от 16.08.1999 установлена в сумме 6 046 846 руб. в порядке рубок главного пользования на основании годового размера пользования на арендуемом лесном участке и ставки платы, установленной Администрацией района с учетом работ по воспроизводству лесов, нужд лесного хозяйства, других нужд района (пункты 5.1, 5.5).
Договор аренды участка лесного фонда от 16.08.1999 в связи с приведением его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2007 года (далее - Лесной кодекс) переоформлен на договор от 30.07.2008 в„– 128 аренды лесного участка площадью 42 306,9 га сроком по 16.08.1947 для заготовки древесины.
Дополнительным соглашением к договору от 21.08.2012 арендная плата за 2012 год определена в размере 8 168 881 руб. 90 коп., в том числе в размере 4 905 325 руб. 74 коп. в части минимального размера арендной платы, а согласно дополнительному соглашению от 07.05.2013 ежегодный размер арендной платы составил 8 214 802 руб. 17 коп., в том числе в размере 6 049 158 руб. 87 коп. в части минимального размера арендной платы.
В соответствии с пунктом 13 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 17.09.2014 в„– 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" Комитет направил в адрес Общества уведомление от 20.01.2015 об изменении размера арендной платы на 2015 год, установив его в размере 8 657 137 руб. 67 коп., в том числе в размере 6 033 688 руб. 21 коп. в части минимального размера арендной платы.
В период с 08.04.2012 по 07.07.2015 Общество внесло арендную плату в части, превышающей минимальный размер, в бюджет Новгородской области в сумме 8 720 495 руб. 78 коп.
Сославшись на то, что условие договора о размере арендной платы в части, превышающей минимальный размер, является недействительным (ничтожным), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 (далее - Постановление в„– 310).
Исходя из совокупного толкования приведенных норм права следует вывод о том, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении в„– 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 16.08.1999 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункта 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 в„– 345 (далее - Положение об аренде) участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Из материалов дела следует, что арендная плата в договоре от 16.08.1999 в порядке рубок главного пользования по результатам закрытого лесного конкурса от 05.04.1999 установлена в общем размере 6 046 846 руб. на основании годового размера пользования на арендуемом лесном участке и ставки арендной платы, установленной Администрацией района с учетом работ по воспроизводству леса, нужд лесного хозяйства, а также других нужд района.
Таким образом, указанным договором предусмотрено, что арендные платежи состоят из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер.
Согласно протоколу от 05.04.1999 заседания комиссии по проведению лесных конкурсов, по результатам которого заключен этот договор, Общество признано победителем конкурса на право заключения договора аренды сроком на 49 лет, представив все необходимые документы.
Лесной кодекс введен в действие 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона в„– 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона в„– 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 в„– 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В силу пункта 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование; в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
Названный Порядок содержит закрытый перечень документов, обязательных к представлению, представление иных документов не требуется.
Согласно пункту 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением в„– 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на 13.05.2008) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В пункте 18 упомянутого постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, в рассматриваемом случае являются элементами платы, установленной по результатам торгов. В связи с этим пункт 11 договора аренды лесного участка от 30.07.2008 в„– 128 (в редакции дополнительных соглашений от 21.08.2012 и от 07.05.2013), в котором приведены данные элементы для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса, статье 4 Закона в„– 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса, пунктам 3 - 10 Порядка, поэтому неправомерно признан недействительным судами первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.07.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу в„– А44-3062/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------