Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2016 по делу N А56-13611/2015
Требование: О взыскании штрафа за нарушение условий охранного обязательства по обеспечению сохранности здания-памятника .
Обстоятельства: Ответчиком не соблюдены условия охранного обязательства - допущена просрочка выполнения ремонтно-реставрационных работ по сохранению памятника, проведены работы в отсутствие согласованной с истцом проектной документации.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку некоторые нарушения имеют однородный характер, в связи с чем судом применена одна мера договорной ответственности за каждый выявленный случай.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. по делу в„– А56-13611/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Маркова С.Л. (доверенность от 13.01.2015 в„– 7/53), от закрытого акционерного общества "Радио Планета" Бабальянц Т.П. (доверенность от 18.05.2015), рассмотрев 05.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2015 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу в„– А56-13611/2015,

установил:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, место нахождения: Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Радио Планета", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Б.Зеленина ул., д. 43, лит. В, ОГРН 1027806858793, ИНН 7813116460 (далее - Общество), о взыскании 132 900 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства, об обязании в течение восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить ремонт кровли, окрытие башенок, установку жалюзи на слуховые окна по заданию Комитета и на основании документации, согласованной с ним, ремонт фасадов здания в соответствии с документацией, разработанной на основании задания Комитета и согласованной с ним.
В ходе рассмотрения дела истец заявил об изменении предмета исковых требований, принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика 1 323 100 руб. неустойки за нарушение условий охранного обязательства, обязать его в течение восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по сохранению здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Б.Зеленина ул., д. 43, лит. В (далее - здание), на основании заданий Комитета от 28.09.2010 и от 04.10.2010 и согласованной с ним документации (проекта приспособления для современного использования, шифр 02-06/2010-П-АР, методики и технологий реставрации интерьеров от 21.07.2011 в„– 3-5969) и при условии осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Решением суда от 06.10.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2016, с Общества в пользу Комитета взыскано 513 100 руб. штрафа, также Общество обязано в течение восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить указанные работы по сохранению здания. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 10 172 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Комитет, считая необоснованным вывод судов о том, что размер неустойки необходимо исчислять исходя из количества видов нарушений охранного обязательства, просит вынесенные по делу судебные акты изменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В отзыве Общество, считая расчет штрафа, выполненный судом первой инстанции, законным и обоснованным, просит кассационную жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил ее отклонить.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (госорган) и Общество (пользователь) заключили охранное обязательство от 25.10.2002 в„– 3421 в отношении здания - выявленного объекта культурного наследия "Дом-контора Ф.Я. и Н.Я.Колобовых" (далее - памятник).
Согласно пунктам 1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.11 охранного обязательства пользователь обеспечивает сохранность здания-памятника, содержит его в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии, обязан приступать к выполнению ремонтно-реставрационных работ только после получения разрешения Комитета, выполнять такие работы на основании и в соответствии с документацией, согласованной с госорганом, в сроки, предусмотренные актами осмотра технического состояния, актами текущего осмотра, предписаниями госоргана, воздерживаться от изменения архитектурного облика памятника, в том числе изменения или устройства новых оконных и дверных проемов.
В силу пунктов 4.4, 4.5 охранного обязательства пользователь обязался своевременно производить ремонтно-реставрационные работы в сроки, предусмотренные в прилагаемом к обязательству акте технического состояния, обеспечивать указанные работы проектно-сметной документацией.
Стороны подписали соглашение от 07.09.2010 в„– 2 о внесении изменений в пункты 1, 2, 11, раздел 2 приложения 1 к охранному обязательству. В соответствии с планом выполнения работ Общество обязалось выполнить следующие работы: в течение 24 месяцев со дня заключения соглашения выполнить ремонт кровли, открытие башенок, установку жалюзи на слуховые окна по заданию Комитета и на основании сметной документации, согласованной с ним; в течение 36 месяцев - выполнить реставрационный ремонт фасадов здания в соответствии с согласованной с Комитетом проектно-сметной документацией, разработанной на основании его задания; в течение 72 месяцев - выполнить реставрационный ремонт интерьеров 2 этажа и парадной лестницы в соответствии с согласованной с Комитетом проектно-сметной документацией, разработанной на основании его задания.
Согласно пункту 3 плана выполнения работ установление госорганом новых сроков исполнения обязательства не влечет прекращение права взыскания с пользователя штрафа за невыполнение работ в сроки, предусмотренные в акте осмотра технического состояния памятника.
Комитет выдал Обществу задание от 28.09.2010 в„– 2-3772/1-1 на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению памятника (в части внутренней отделки и элементов декоративно-прикладного искусства); задание от 04.10.2010 в„– 2-3772-1 - на проектные и производственные работы по сохранению памятника (ремонтно-реставрационные работы с приспособлением памятника для современного использования под гостиницу). Комитетом 30.08.2012 согласована проектная документация приспособления нежилого здания под гостиницу (архитектурные решения, шифр 02-06/2010-П-АР, регистрационный номер 3-7053).
Актом проверки от 24.09.2014 зафиксировано, что Общество перечисленные работы не выполнило. По результатам проверки от 06.07.2015 Комитетом выявлено проведение Обществом без письменного разрешения госоргана следующих работ: складирования инвентаря для лесов в помещении здания-памятника, расчистки лепного декора, замены деревянных оконных блоков на металлопластиковые, демонтажа подоконных досок из белого с серыми прожилками мрамора, зашивки стен гипсокартонными плитами, смывки красочного слоя на штукатурных зеркалах стен, расчистки красочного слоя стен парадного вестибюля и дверного полотна, а также выявлены отсутствие лепных элементов, обрушение штукатурного слоя, прикрепление гипсовых тяг саморезами, непримыкание защитного покрытия камина к стенам, отсутствие основания пилона в виде львиного маскарона с провисающими гирляндами.
Пунктом 5.1 охранного обязательства предусмотрена уплата пользователем штрафа в размере 1 МРОТ за просрочку выполнения условий пункта 4.4 охранного обязательства. Пользователь уплачивает штраф за каждый случай нарушения: в случае нарушения пунктов 4.11, 4.12, 4.15 - 200 МРОТ (пункт 5.2), пунктов 4.1 и 4.5 - 100 МРОТ (пункт 5.3), пунктов 4.3, 4.7, 4.9 - 50 МРОТ (пункт 5.4).
Комитет, ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом условий охранного обязательства, в том числе на просрочку выполнения работ, предусмотренных соглашением в„– 2 к охранному обязательству, выполнение работ в отсутствие согласованной с Комитетом документации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт нарушения ответчиком условий охранного обязательства, выявленного актами проверки от 24.09.2014 и от 06.07.2015, руководствуясь положениями статей 40, 45 (пункт 1), 48 (пункт 3), 51, 63 (пункт 3) Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статей 307, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, признали заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суды посчитали, что штраф за просрочку выполнения работ и за выполнение работ без согласованной с Комитетом проектной документации подлежит взысканию за каждый вид нарушения в общей сумме 513 100 руб. Суды исходили из того, что нарушения были выявлены в отдельных частях здания (частях помещения 2Н) и некоторые нарушения имеют однородный характер (замена нескольких оконных блоков, расчистка нескольких элементов лепного декора в пределах одной части помещения).
В данном споре суды, установив общие (одинаковые) случаи нарушения пользователем обязательства, обоснованно применили одну меру договорной ответственности за каждый выявленный случай.
Правовых оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 по делу в„– А56-13611/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------