Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2016 N Ф07-1702/2016 по делу N А44-6458/2015
Требование: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
Обстоятельства: Комитет лесного хозяйства выявил нарушения лесного законодательства, выразившиеся в загрязнении и захламлении леса бытовым и строительным мусором. Комитет полагает, что администрация района как орган местного самоуправления обязана осуществлять сбор и вывоз мусора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку участок, на котором зафиксирована несанкционированная свалка, находится в собственности РФ, у администрации отсутствуют обязанности по осуществлению санитарных мероприятий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу в„– А44-6458/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Алешкевича О.А., рассмотрев 18.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2015 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу в„– А44-6458/2015,

установил:

Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице отдела - Маловишерское лесничество, место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский б-р, д. 13а, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Маловишерского муниципального района, место нахождения: 174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14, ОГРН 1025301988722, ИНН 5307001701 (далее - Администрация), об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
Решением от 16.10.2015 суд отказал Комитету в удовлетворении иска.
Постановлением от 30.12.2015 апелляционный суд оставил решение от 16.10.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.03.2015 Комитет выявил нарушения лесного законодательства в квартале 176, выдел 5 и квартале 163, выдел 17 Пустовишерского участкового лесничества Маловишерского лесничества на площади 92,2 кв. м, выразившееся в загрязнении и захламлении леса бытовым и строительным мусором в объеме 80,35 куб. м, о чем составлен акт в„– 1 (л.д. 25).
Комитет обратился к начальнику Маловишерского ОВД с заявлением о совершенном лесонарушении с целью выявления лесонарушителей (л.д. 10).
Письмом от 30.03.2015 Административная комиссия Маловишерского муниципального района вернула материал проверки в связи с неустановлением лиц, совершивших административное правонарушение (л.д. 8).
Полагая, что Администрация как орган местного самоуправления обязана осуществлять сбор и вывоз мусора, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что поскольку участок лесного фонда, расположенного на территории Маловишерского муниципального района, на котором зафиксирована несанкционированная свалка, находится в собственности Российской Федерации, то у органа местного самоуправления отсутствуют обязанности по осуществлению санитарных мероприятий в отношении лесного фонда, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Частью 2 статьи 34 Закона в„– 131-ФЗ предусмотрено, что уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
При этом пунктами 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон в„– 89-ФЗ) также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Податель жалобы, ссылаясь на приведенные выше положения законодательства и указывая на отсутствие сведений о собственнике отходов, считает, что на Администрации лежит обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
Закрепление пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения городского, сельского поселения организации сбора, транспортирования бытовых и промышленных отходов, а также пунктом 14 части 1 статьи 15 и пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района и городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе названного Закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
Закон в„– 7-ФЗ, рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона в„– 7-ФЗ), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51 Закона в„– 7-ФЗ).
Исходя из того что издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, названный Закон, в частности, обязывает юридические лица и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39 Закона в„– 7-ФЗ). Одновременно им закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7 Закона в„– 7-ФЗ).
Как Закон в„– 7-ФЗ (пункт 3 статьи 7), так и Закон в„– 89-ФЗ (пункт 3 статьи 8) используют при определении полномочий органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа в области обращения с отходами формулировку, аналогичную содержащейся в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ, что обусловливает необходимость осуществления ими всех законных мер, касающихся непосредственно организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом сами по себе организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа, не входят, по смыслу статьи 13 Закона в„– 89-ФЗ, в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона, а следовательно, задача этих органов в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов).
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.
Кроме того, действующее законодательство (применявшееся и при разрешении дела с участием Администрации) не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов в области обращения с отходами производства и потребления в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с провозглашенной в ее преамбуле целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации) - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 в„– 1-П, от 07.06.2000 в„– 10-П и от 02.06.2015 в„– 12-П; определения от 27.06.2000 в„– 92-О, от 03.02.2010 в„– 238-О-О, от 15.01.2015 в„– 5-О и др.).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 ЛК РФ и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 в„– 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 ЛК РФ, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 ЛК РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 ЛК РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации уже обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Законе в„– 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29.03.2011 в„– 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
При этом необходимо учитывать, что, по смыслу части 2 статьи 14.1, части 2 статьи 15.1, части 2 статьи 16.1, частей 2 и 4 статьи 18 Закона в„– 131-ФЗ, а также статей 13 - 15, 65 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральными законами, участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона), а также решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местных бюджетов; не допускается и возложение на них обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий. Равным образом, по общему правилу, недопустимо возложение на муниципальные образования, включая городские, сельские поселения, муниципальные районы и городские округа, финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота, а также отношений природопользования.
Использование в правоприменительной практике пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ в качестве нормативного основания для возложения на городские, сельские поселения, муниципальные районы и городские округа безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 2 статьи 84 ЛК РФ и статьей 19 Закона в„– 131-ФЗ, органы местного самоуправления могут быть наделены законом - федеральным или субъекта Российской Федерации - отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и с предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. Кроме того, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Если же соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.
Указанная позиция отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 в„– 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ".
Между тем в данном случае в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Администрации переданы соответствующие государственные полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и необходимые для реализации этих полномочий материально-финансовые средства.
Кроме того, из содержания иска видно, что Комитет возложил на Администрацию обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. По мнению Комитета, данные обязанности относятся к вопросам местного значения района. Следовательно, выполнение возлагаемых мероприятий должно обеспечиваться за счет средств местного бюджета района.
Статьей 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае спор затрагивает интересы муниципального образования, связанные с расходными обязательствами местного бюджета, то есть в сфере экономической деятельности, что свидетельствует о подведомственности данного спора арбитражному суду.
В связи с этим обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 по делу в„– А44-6458/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
О.А.АЛЕШКЕВИЧ


------------------------------------------------------------------