Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2016 N Ф07-1707/2016 по делу N А26-4869/2015
Требование: О признании незаконными результатов открытого конкурса по выбору управляющей компании для многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что администрацией муниципального образования допущены нарушения при проведении конкурса, выразившиеся в его проведении несмотря на наличие решения общего собрания собственников о выборе общества в качестве управляющей компании.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не представило доказательства заключения договоров управления, подписанных большинством собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу в„– А26-4869/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Никитушкиной Л.Л., Шпачевой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 1" Прожеевой А.О. (доверенность от 01.03.2016), рассмотрев 20.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис", на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2015 (судья Дементьева А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунова В.М.) по делу в„– А26-4869/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сервис", место нахождения: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Черняховского, д. 41, оф. 3, ОГРН 1131001002560, ИНН 1001267721 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), о признании незаконными результатов открытого конкурса по выбору управляющей компании для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Суворова, д. 37.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 1", место нахождения: г. Петрозаводск, Пробная ул., д. 17, кв. 1, ОГРН 1111001003497, ИНН 1001245781 (далее - Компания).
Решением суда от 04.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.01.2016, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы утверждает, что судами не была дана оценка его доводам о допущенных Администрацией нарушениях процедуры организации и проведения конкурса; указывает, что до подведения итогов конкурса собственники помещений многоквартирного дома реализовали свое право на выбор способа управления и управляющей компании, однако это не было учтено судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Общества и Администрации, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании разрешения от 01.04.2015, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-финансовая компания", объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в квартале, ограниченном пер. Парковый и ул. Парковая и Суворова в г. Петрозаводске" введен в эксплуатацию.
Администрация 17.04.2015 разместила на официальном сайте в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Суворова, д. 37.
В извещении были указаны срок подачи заявок - с 17.04.2015 по 19.05.2015, срок рассмотрения заявок - 26.05.2015, срок проведения конкурса - 28.05.2015.
Общество, ссылаясь на то, что решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 20.05.2015, оно избрано управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного дома, направило 27.05.2015 в адрес Администрации извещение с изложением данных обстоятельств, к которому приложило копию протокола от 20.05.2015.
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 28.05.2015 в„– 3, победителем открытого конкурса признана Компания, уведомление о чем 29.05.2015 направлено собственникам помещений многоквартирного дома.
Полагая, что Администрацией допущены нарушения при проведении конкурса, выразившиеся в его проведении несмотря на наличие решения общего собрания собственников от 20.05.2015 о выборе Общества в качестве управляющей компании, последнее обратилось в суд с иском о признании незаконными результатов открытого конкурса.
Суд первой инстанции, исследовав доводы и доказательства, представленные сторонами, приняв во внимание результаты проведенной антимонопольным органом проверки, не выявившей нарушения при проведении конкурса со стороны Администрации, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 в„– 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В рассматриваемом случае Общество, уведомив Администрацию о принятом 20.05.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решении, не представило доказательств его реализации, а именно доказательств заключения договоров управления, подписанных большинством собственников помещений в доме.
С учетом данных обстоятельств суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции согласен с означенным выводом судов первой и апелляционной инстанций.
Податель жалобы ссылается на то, что до подведения итогов конкурса собственники помещений многоквартирного дома реализовали свое право на выбор способа управления и управляющей компании, и поэтому выводы судов являются неправомерными.
Данный довод отклоняется судом кассационной инстанции.
Решением Верховного Суда РФ от 10.08.2009 в„– ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил, согласно которому в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится, признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, как правомерно указали суды обеих инстанций, отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
Доказательств направления указанных документов Администрации одновременно с уведомлением от 27.05.2015 Общество не представило.
Довод подателя жалобы о нарушении Администрацией порядка организации и проведения конкурса подлежит отклонению судом кассационной инстанции - как не подтвержденный надлежащими доказательствами, поскольку в рамках проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия проверки указанных нарушений выявлено не было, на что обоснованно указали суды обеих инстанций.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы подателя жалобы уже были предметом тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушения или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, которые могли привести к принятию неправомерных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу в„– А26-4869/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.МАЛЫШЕВА

Судьи
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Т.В.ШПАЧЕВА


------------------------------------------------------------------