Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2016 N Ф07-985/2016 по делу N А56-40685/2015
Требование: О привлечении общества к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за размещение и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, при этом нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. по делу в„– А56-40685/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" Феоктистовой Н.Л. (доверенность от 14.12.2015), рассмотрев 19.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2015 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу в„– А56-40685/2015,

установил:

Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 41, офис 11-Н, ОГРН 1027809227797, ИНН 7825096296 (далее - Общество), к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2015, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отдел о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 07.02.2015 на Малоохтинской набережной (напротив дома 55 по Малоохтинскому пр.), в 200 метрах от Республиканской улицы в Санкт-Петербурге водителем автомобиля БМВ 730 D был совершен наезд на рекламную конструкцию, расположенную в разделительной полосе.
В ходе расследования дела об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия были выявлены признаки совершения административного правонарушения Обществом, выразившиеся в размещении и эксплуатации вышеназванной рекламной конструкции на разделительной полосе.
Установив, что спорная рекламная конструкция принадлежит Обществу и размещена им с нарушением раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 Отдел 07.02.2015 вынес определение в„– 070270 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ.
Отдел 31.03.2015 составил протокол об административном правонарушении в соответствии с указанной квалификацией.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Отдел направил в арбитражный суд заявление для привлечения Общество к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и привлекли его к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон в„– 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу пункта 3 части 4 статьи 5 Закона в„– 38-ФЗ рекламные конструкции не должны угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (часть 4 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ).
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта России в„– 124-ст от 22.04.2003.
В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 указаны правила размещения средств наружной рекламы, пунктом 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
Названный ГОСТ Р 52044-2003 не является техническим регламентом. Однако, поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ), на момент одностороннего отказа от исполнения договора не вступил в силу, а применение указанного стандарта направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, охрану жизни и здоровья граждан, применение этого ГОСТа в данном случае является обязательным (статья 46 Закона в„– 184-ФЗ).
В силу части 1 статьи 46 Закона в„– 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Таким образом, установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, также являются обязательными для исполнения, поэтому подлежат обязательному применению.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2009 в„– 5-Г08-105 прямо указано, что до принятия соответствующего технического регламента применение ГОСТ Р 52044-2003 является обязательным (в том числе по вопросу размещения средств наружной рекламы). Позиция по вопросу законности и обязательности применения требований раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 подтверждается также и определением и решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 в„– АКПИ14-518 и от 12.01.2015 в„– АКПИ14-1259 соответственно.
Ввиду изложенного отклоняется довод Общества о том, что требования ГОСТ Р 52044-2003 не являются обязательными и подлежат применению исключительно на добровольной основе.
Более того, положения ГОСТ Р 52044-2003 не противоречат требованиям Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 827.
Пунктом 13.8 статьи 3 данного Технического регламента установлено, что в полосе отвода автомобильной дороги не допускается размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза. С целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения; ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность; иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта; иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков; освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения; размещаться в зоне транспортных развязок, пересечений и примыканий автомобильных дорог, железнодорожных переездов и искусственных сооружений ближе расчетного расстояния видимости от них.
Из вышеуказанного следует, что запрет на установку рекламных конструкций на разделительной полосе установлен как пунктом 6.1 ГОСТа Р 52044-2003, подлежавшего применению в ноябре 2014 года, так и пунктом 13.8 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", вступившего в силу с 15.02.2015, в связи с чем размещение рекламной конструкции на разделительной полосе нарушает запрет как ГОСТа Р 52044-2003, так и упомянутого Технического регламента.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ГОСТ Р 52044-2003 подлежал применению только до принятия указанного технического регламента отклоняется судом кассационной инстанции, так как ГОСТ Р 52044-2003, утвержденный постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 в„– 124-ст, в установленном порядке не признан утратившим силу, и поскольку его требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, данные требования необходимо применять при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Таким образом, применение ГОСТ Р 52044-2003 осуществляется в обязательном порядке в части требований, установленных пунктом 1 статьи 46 Закона в„– 184-ФЗ, а именно в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и, поскольку требования пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона в„– 38-ФЗ, ГОСТом Р 52044-2003, суды пришли к правильному выводу о том, что размещение Обществом спорной рекламной конструкции в нарушение установленных требований образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации о рекламе, о безопасности дорожного движения, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по делу в„– А56-40685/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оутдор Медиа Менеджмент" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------