Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2016 N Ф07-504/2016 по делу N А56-9972/2015
Требование: О признании частично недействительным предписания Отдела надзорной деятельности МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что в жилом доме не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности: на проверяемом объекте отсутствует естественное освещение вследствие остекления лоджий дома.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявитель не вправе производить демонтаж застекленных лоджий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу в„– А56-9972/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Яблочковой А.Е. (доверенность от 12.05.2015), рассмотрев 19.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Тосненского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2015 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Толкунов В.М.) по делу в„– А56-9972/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Тепловые сети", место нахождения: 187000, Ленинградская область, город Тосно, улица Боярова, дом 1, ОГРН 1054700602990 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным пункта 1 предписания Отдела надзорной деятельности Тосненского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, место нахождения: 187000, Ленинградская область, город Тосно, улица Боярова, дом 12 (далее - Отдел), от 18.11.2014 в„– 304/1/1. Заявлением принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 19.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2015, требования Общества удовлетворены, пункт 1 предписания Отдела признан недействительным.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе Отдела.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Отдел на основании распоряжения от 10.11.2014 провел в отношении Общества плановую выездную проверку на объектах защиты - жилых домов 55, 59, 65, 67, 67а, 75 и 73 находящихся в Ленинградской области, в городе Тосно, на проспекте Ленина.
В ходе проверки были установлены нарушения, в том числе в доме в„– 59 не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности, а именно отсутствует естественное освещение путем остекления лоджий.
По результатам проверки Отделом 18.11.2014 был составлен акт, а также выдано Обществу предписание в„– 304/1/1, которым предложено в срок до 01.10.2015 устранить выявленное нарушение.
Общество не согласилось с пунктом 1 данного предписания, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования Общества, правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона в„– 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона в„– 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 123-ФЗ), которым определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Закона в„– 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 51 Закона в„– 123-ФЗ предусмотрено, что целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
"Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 в„– 390 (далее - ППР в„– 390), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 33 ППР в„– 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В данном случае судами установлено, что на проверяемом объекте отсутствует естественное освещение вследствие остекления лоджий многоквартирного дома.
Суды, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 36, статей 25, 26, 27, 29, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения статей 244 и 246 Гражданского кодекса Российской Федерации сделали вывод о том, что Общество не вправе производить демонтаж застекленной лоджии.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что пункт 1 предписания не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признали его недействительным.
Доказательств обратного вопреки статье 65 АПК РФ Отделом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод в кассационной жалобе Отдела о неполучении уведомления из суда был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где получил надлежащую правовую оценку.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А56-9972/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Тосненского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------