Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 N Ф07-4024/2016 по делу N А52-2601/2015
Требование: Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Признаны незаконными действия Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике, выразившиеся в принятии Приказа об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в результате невключения в перечень всех объектов, отвечающих установленным законом критериям, созданы условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу в„– А52-2601/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Удальцовой О.И. (доверенность от 06.04.2016 в„– 06), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Васильева В.В. (доверенность от 25.03.2016 в„– 1060/ВВ), от общества с ограниченной ответственностью "Пчелка" Ивановой Л.Н. (доверенность от 01.03.2016), рассмотрев 15.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике на решение Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2015 (судья Героева Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу в„– А52-2601/2015,

установил:

Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, место нахождения: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23, ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, место нахождения: 180017, Псковская область, город Псков, Кузнецкая улица, дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - УФАС, Управление), от 22.06.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства в„– 27/15/15-АМ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Пчелка", место нахождения: 119415, Москва, улица Удальцова, дом 31а, ОГРН 1126032000214, ИНН 6015005186 (далее - ООО "Пчелка"); общество с ограниченной ответственностью "УНО-трейд-инвест", место нахождения: 180004, Псковская область, город Псков, Октябрьский проспект, дом 54, ОГРН 1026000969653, ИНН 6027073871 (далее - ООО "УНО-трейд-инвест").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016, в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение (неправильное применение) судами норм материального права, просит отменить вышеуказанные решение и постановление и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы считает, что судами неправильно применены положения статьи 1.1 Закона Псковской области от 25.11.2003 в„– 316-оз "О налоге на имущество организаций" и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также неправильно истолкован и не применен пункт 10 статьи 378.2 НК РФ. По мнению подателя жалобы, действующее законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанность выявить и включить в перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Комитета от 25.12.2014 в„– 1691, все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в год формирования указанного Перечня. Податель жалобы полагает, что с учетом пункта 10 указанной статьи 378.2 Кодекса, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень и не включенные в него по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период.
В своих отзывах Управление, ООО "Пчелка" и ООО "УНО-трейд-инвест" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представители Управления и ООО "Пчелка" просили отказать в ее удовлетворении, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ООО "УНО-трейд-инвест" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в УФАС 16.03.2015 и 20.03.2015 обратились ООО "Пчелка" и общество с ограниченной ответственностью "Дом торговли" (далее - ООО "Дом торговли") с заявлениями о признаках нарушения в действиях Комитета статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ) и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ) в связи с принятием Приказа от 25.12.2014 в„– 1691 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Приложением к данному Приказу утвержден состав сведений, подлежащих включению в ранее названный Перечень, в который уполномоченным органом включены не все торговые центры, отвечающие требованиям норм, установленных статьей 378.2 НК РФ и Закона Псковской области от 27.11.2014 в„– 1451-ОЗ "О внесении изменений в Закон Псковской области "О налоге на имущество организаций".
В ходе рассмотрения дела о нарушении заявителем антимонопольного законодательства Управлением установлено, что в Перечень не включены еще 5 объектов недвижимости: торговый комплекс "Рижский 16", ЦУМ, Меркурий, торговый комплекс "Лента", гипермаркет "МАГНИТ" (ул. Труда, д. 37а).
Решением Управления от 22.06.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства в„– 27/15/15-АМ в действиях Комитета признано нарушение статьи 15 Закона в„– 381-ФЗ и пункта 8 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ, выразившееся в действиях по разработке и принятию Приказа в„– 1691, содержащего положения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Комитету выдано предписание о прекращении в срок до 23.07.2015 нарушений статьи 15 Закона в„– 381-ФЗ и пункта 8 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ путем отмены Приказа в„– 1691.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых актов Управления антимонопольному законодательству и отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, оставив постановлением от 16.03.2016 решение суда первой инстанции от 30.11.2015 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 2 статьи 1 Закона в„– 135-ФЗ целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 15 Закона в„– 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия или бездействие, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона в„– 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из материалов дела следует, что Законом Псковской области от 25.11.2003 в„– 316-оз "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон в„– 316-оз) установлено, что налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них (статья 1.1).
В целях Закона в„– 316-оз торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) общей площадью свыше 2000 кв. м, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов (в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).
Статья 378.2 НК РФ регулирует особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 378.2 НК РФ).
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Комитет в соответствии с Постановлением администрации Псковской области от 21.05.2014 в„– 213 является уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению Перечня (далее - Перечень) объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Данный Перечень утвержден приказом Комитета от 25.12.2014 в„– 1691 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ в„– 1691).
При формировании Перечня Комитет руководствовался результатами работы рабочей группы, созданной на основании постановления Администрации Псковской области от 18.04.2014 в„– 149. В целях выявления объектов, подлежащих включению в Перечень, в муниципальные образования районов Псковской области рабочей группой были направлены соответствующие запросы. В результате были выявлены 17 объектов, 12 из которых были включены в Перечень. Пять выявленных объектов недвижимости (торговый комплекс "Рижский 16", ЦУМ, "Меркурий", торговый комплекс "Лента" и гипермаркет "Магнит" (ул. Труда, д. 37а) в Перечень, утвержденный Приказом в„– 1691, не включены.
Причины невключения в Перечень пяти спорных объектов Комитетом не обоснованы как при рассмотрении дела в Управлении, так и в судах.
Комитет в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судами положений пунктов 4 и 10 статьи 378.2 НК РФ, указывая на то, что порядок выявления объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, законодательством не регламентирован, статьей 378.2 НК РФ предусмотрена возможность включения в Перечень ранее не включенных в него объектов на очередной налоговый период.
Судами правильно и обоснованно отклонены эти доводы Комитета в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с его кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на момент издания Приказа в„– 1691 Комитет располагал, в числе прочих и сведениями о пяти спорных объектах, не включенных в Перечень. Об этом свидетельствует ответ Комитета от 23.03.2015 в„– ЭК-01-0517 на обращение УФАС по вопросу формирования Перечня, а также информация, предоставленная по запросам рабочей группы органами местного самоуправления.
Таким образом, на момент формирования Перечня, утвержденного Приказом в„– 1691, Комитет располагал сведениями о 17 имущественных объектах, отвечающих требованиям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, норма налогового права (пункт 10 статьи 378.2 НК РФ) предусмотрена для исключительной ситуации, когда подлежащие включению в перечень объекты не были выявлены по состоянию на начало налогового периода (на 1 января года налогового периода), но были выявлены в текущем налоговом периоде.
В данном случае информация об объектах, подлежащих включению в Перечень, у Комитета имелась, в связи с чем довод подателя жалобы о необоснованном неприменении судами положений пункта 10 статьи 378.2 НК РФ является ошибочным.
В силу пункта 4 статьи НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что не включением в Перечень всех объектов недвижимого имущества, соответствующих критериям статьи 1.1 Закона в„– 316-оз, создаются условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции, а следовательно, Комитетом нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ и статьи 15 Закона в„– 381-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно и обоснованно отказали Комитету в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания УФАС от 22.06.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства в„– 27/15/15-АМ.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу в„– А52-2601/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------