Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2016 N Ф07-2428/2016 по делу N А56-36583/2015
Требование: О признании незаконными действий таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении в связи с возможным нарушением запрета на ввоз печатных материалов, содержащих призывы к экстремистской деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку товар - литература религиозного содержания - содержит обращения к аудитории с целью пропаганды исключительности человека по признаку религиозной принадлежности, одно из изданий признано экстремистским материалом, дело об административном правонарушении возбуждено правомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А56-36583/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А., при участии от юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta Дюбина А.М. (доверенность от 11.11.2015), от Выборгской таможни Волынского Н.Г. (доверенность от 11.01.2016 в„– 05/00134), рассмотрев 08.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2015 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу в„– А56-36583/2015,

установил:

Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России", место нахождения: 197739, Санкт-Петербург, поселок Солнечное, Средняя улица, дом 6, ОГРН 1037858002467, ИНН 7821011020 (далее - Организация) и юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta, место нахождения: Финляндия, 01300, Вантаа, проезд Пуутархатие, 60, обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными:
- бездействия Выборгской таможни, место нахождения: 188800, город Выборг, Железнодорожная улица, дом 9/15 (далее - Таможня), выразившегося в нарушении сроков принятия решения о выпуске товара, ввезенного юридическим лицом по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: книжка МДП в„– АХ76486848, международная товаротранспортная накладная CMR в„– 19637-RU-1 от 04.05.2015, дарственная спецификация в„– 19637-RU-1 от 10.04.2015;
- бездействия Таможни, выразившегося в непринятии решения о выпуске товара, ввезенного юридическим лицом по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: книжка МДП в„– АХ76486848, международная товаротранспортная накладная CMR в„– 19637-RU-1 от 04.05.2015, дарственная спецификация в„– 19637-RU-1 от 10.04.2015;
- действий таможенного органа по возбуждению дела об административном правонарушении в„– 10206000-1379/2015 по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведении административного расследования в отношении юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta;
- действий Таможни по применению меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в„– 10206000-1379/2015 в виде изъятия вещей и документов, оформленных протоколом от 21.05.2015;
- об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Организации и юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta путем совершения действий по выпуску товара, ввезенного юридическим лицом по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: книжка МДП в„– АХ76486848, международная товаротранспортная накладная CMR в„– 19637-RU-1 от 04.05.2015, дарственная спецификация в„– 19637-RU-1 от 10.04.2015, в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявители просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателей жалобы, в данном случае отсутствовал предусмотренный статьей 28.1 КоАП РФ повод для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку при ввозе литературы таможенному органу были представлены копии судебных актов, которыми подтверждено отсутствие во ввезенном товаре информации экстремистского содержания. Также заявители полагают, что установленный в пункте 1.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 в„– 134, запрет на ввоз печатных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, не распространяется на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита. Кроме того, санкцией части 1 статьи 16.3 КоАП РФ не предусмотрена возможность конфискации товаров, в связи с чем, как указывают заявители, изъятие Таможней ввезенной литературы не отвечает задачам административного производства и является незаконным. Товар "Священное Писание - Перевод нового мира", являющийся переводом Библии, не может относиться к экстремистским материалам, в связи с чем таможенный орган был обязан выпустить данную часть товара. Также податели жалобы ссылаются на нарушение норм международного права, а именно: на уважение собственности, на свободу религии, на свободу выражения мнения, на справедливое судебное разбирательство.
В возражениях на кассационную жалобу Таможня просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2016 (судьи Александрова Е.Н., Кудин А.Г., Самсонова Л.А.) рассмотрение кассационной жалобы заявителей отложено на 08.06.2016.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2016 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Кудина А.Г., ранее участвовавшего в рассмотрении дела, на судью Савицкую И.Г. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато судом кассационной инстанции с самого начала.
В судебном заседании представитель юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Организация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.05.2015 на таможенную территорию Таможенного союза из Финляндии прибыло транспортное средство с регистрационным номером FCX-572, полуприцеп с регистрационным номером WSI-217 с товаром - книги, брошюры, листовки и аналогичные печатные издания, следующее от отправителя JEHOVAв„– TODISTAJAT, Vantaa, Finland by order of JEHOVAS ZEUGEв„– ZWEIGBURO, AM STEINFELS, 65618 SELTERS, GERMANY в адрес получателя Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России ("Administrative Center of Jehovah's Witnesses in Russia"), место нахождения: Россия, 197739, Санкт-Петербург, поселок Солнечное, Средняя улица, дом 6.
По прибытии представителем перевозчика JEHOVAв„– TODISTAJAT, водителем Lepisto Eero Antero для регистрации сообщения о прибытии представлены товаросопроводительные документы: CARNET TIR AX76486848, международная товаротранспортная накладная (CMR) от 04.05.2015 в„– 19637-RU-1 и дарственная сертификация от 10.04.2015 в„– 19637-RU-1.
Согласно сведениям, содержащимся в CARNET TIR AX76486848 и международной товаротранспортной накладной (CMR) от 04.05.2015 в„– 19637-RU-1, в транспортном средстве с регистрационными номерами FCX-572/ WSI-217 перевозился товар - книги, брошюры, листовки и аналогичные печатные издания в количестве 692 мест весом 4922 кг.
Как следует из данных, указанных в дарственной спецификации от 10.04.2015 в„– 19637-RU-1, товар перемещается на 8 поддонах и состоит из 420 упаковок в усадочной пленке, 272 коробок и 8 прокладочных листов ДСтП весом приблизительно 9 кг, общий вес товара брутто 4922 кг, нетто 4593,598 кг.
Должностным лицом Таможни 05.05.2015 произведено взвешивание транспортного средства с регистрационными номерами FCX-572/ WSI-217 с товаром, о чем составлен акт таможенного наблюдения от 05.05.2015.
В рамках таможенного контроля таможенным постом принято решение о проведении таможенного осмотра транспортного средства с регистрационными номерами FCX-572/ WSI-217 с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (далее - МИДК).
В ходе таможенного осмотра 05.05.2015 транспортного средства с регистрационными номерами FCX-572/WSI-217 с применением МИДК, исходя из полученного рентгеновского изображения (по внешнему виду, степени поглощаемости рентгеновского излучения) установлено, что в контейнере TCKU213516-1 транспортного средства предположительно находится товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации. По результатам осмотра составлен акт таможенного осмотра в„– 10206010/050515/000759.
В связи с выявлением при таможенном осмотре факторов риска должностным лицом Таможни выдано поручение на таможенный досмотр в„– 10206010/050515/000760.
В ходе таможенного досмотра 05.05.2015 после вскрытия грузового отсека транспортного средства с регистрационными номерами FCX-572/ WSI-217 установлено, что предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям, сведения об упаковке не указаны в коммерческих и транспортных документах на товары.
В связи с необходимостью разделения товарной партии по отдельным видам и наименованиям товаров заместителем начальника таможенного поста 05.05.2015 принято решение о продлении срока таможенного досмотра до 14.05.2015.
В дальнейшем представителем перевозчика JEHOVAв„– TODISTAJAT в присутствии должностных лиц таможенного поста в период с 23 час. 30 мин. 05.05.2015 до 03 час. 00 мин. 06.05.2015, с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. 06.05.2015, с 14 час. 30 мин. до 18 час. 55 мин. 08.05.2015, с 20 час. 30 мин. до 22 час. 40 мин. 08.05.2015, с 11 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин. 13.05.2015, с 12 час. 30 мин. до 19 час. 45 мин. 18.05.2015 проводились операции в отношении товаров и транспортных средств по разделению товарной партии по отдельным видам и наименованиям товаров. По результатам таможенного наблюдения за операциями с товарами составлены акты таможенного наблюдения с фиксацией времени их проведения.
На таможенный пост 18.05.2015 поступило почтовое уведомление о вручении 12.05.2015 представителю получателя "Administrative Center of Jehovah's Witnesses in Russia" уведомления о проведении таможенного досмотра от 05.05.2015 и требования о предъявлении товаров от 05.05.2015.
После исполнения представителем перевозчика операций в отношении товаров и транспортных средств по разделению товарной партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров в полном объеме 20.05.2015, должностным лицом таможенного поста в 08 час. 00 мин. начат таможенный досмотр, который в 18 час. 25 мин. 20.05.2015 закончен. По итогам досмотра составлен акт таможенного досмотра от 20.05.2015 в„– 10206010/200515/000760.
По результатам таможенного досмотра определением Таможни от 21.05.2015 в отношении перевозчика JEHOVAв„– TODISTAJAT возбуждено дело в„– 10206000-1379/2015 об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ. В рамках дела об административном правонарушении вся партия товаров изъята, о чем составлен соответствующий протокол от 21.05.2015.
В связи с выявлением нарушения таможенного законодательства, явившегося основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и неустранением данного нарушения, таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товара по CMR от 04.05.2015 в„– 19637-RU-1.
Считая указанные действия Таможни незаконными, Организация и перевозчик JEHOVAв„– TODISTAJAT обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В силу положений статьи 198, 200 и 201 АПК РФ необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В то же время из пункта 4 статьи 196 ТК ТС следует, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Положениями пункта 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) также предусмотрена возможность продления сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС в случаях: проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Как правильно указали суды, согласно части 2 статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Под риском в силу пункта 8 статьи 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза.
Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называется профилем риска (пункт 5 статьи 127 ТК ТС).
Таможенный досмотр в соответствии со статьей 110 ТК ТС отнесен к формам таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 60 действовавшей в спорный период Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 28.11.2003 в„– 1356 (далее - Инструкция), при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра. По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается.
В пункте 61 Инструкции предусмотрено, что решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части нарушения сроков принятия решения о выпуске товара, суды пришли к выводу о том, что действия Таможни соответствовали приведенным требованиям ТК ТС и статьи 220 Закона в„– 311-ФЗ, а оспариваемого бездействия таможенный орган не допускал, поскольку в отношении ввозимого товара выявлен профиль риска в„– 55/10000/11062008/00229, мерой по предотвращению и минимизации которого является досмотр товара в объеме 100% (служебная записка и.о. заместителя начальника Таможни от 05.05.2015 в„– 15-01/236).
Таможенный досмотр начат 05.05.2015 в 19 час. 00 мин.
На основании решений начальника таможенного поста МАПП Светогорск от 05.05.2015 и от 14.05.2015 и согласно статье 220 Закона в„– 311-ФЗ сроки таможенного досмотра товара были продлены на время, необходимое для завершения таможенного контроля: сначала до 14.05.2015, а затем до 23.05.2015, что подтверждается соответствующими резолюциями на докладных записках от 05.05.2015 в„– 20-06-12/1482 и от 14.05.2015 в„– 20-06-12/1592. При этом продление сроков проведения таможенного досмотра до 23.05.2015 было обусловлено необходимостью разделения товарной партии по отдельным видам товаров, которое не было завершено представителем перевозчика в срок до 14.05.2015.
Таможенный досмотр товара завершен 20.05.2015 после исполнения представителем перевозчика операций по разделению товарной партии по отдельным видам и наименованиям товаров в полном объеме.
Как указано в пункте 1 статьи 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 названного Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 названного Кодекса и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 199 ТК ТС случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В данном случае из материалов дела видно, что в пределах срока выпуска товара Таможней по результатам таможенного досмотра выявлены признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, что подтверждается служебной запиской от 15.05.2015 в„– 11-05/0396 и докладной запиской от 20.05.2015 в„– 20-06-12/1666.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Суды установили, что применительно к обстоятельствам настоящего дела такими данными послужили полученные по результатам таможенного досмотра сведения о возможном нарушении запрета на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза печатных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности и подпадающих под действие Федерального закона от 25.07.2002 в„– 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Согласно пункту 1 статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении условия, если товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории.
На момент прибытия спорного товара на территорию Российской Федерации действовал, вопреки доводам подателей жалобы, раздел 1.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими лицами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 в„– 134.
Согласно разделу 1.3 названного Единого перечня к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза запрещены печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию влечет административную ответственность по статье 16.3 КоАП РФ.
Из статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 в„– 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" следует, что к экстремистской деятельности (экстремизму) в числе прочего отнесены возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Согласно служебной записке от 15.05.2015 в„– 11-05/0396 со ссылкой на справку об исследовании от 14.05.2015 в„– 143/15 досмотренный Таможней товар (акт таможенного осмотра от 20.05.2015 в„– 10206010/200515/000760) является литературой религиозного содержания, изданной религиозной организацией, содержит обращения к аудитории с целью пропаганды исключительности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; одно из изданий признано экстремистским материалом. Изложенное исходя из положений статьи 28.1 КоАП РФ является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, таможенный орган, установив достаточные данные, свидетельствующие о возможном нарушении запрета на ввоз на таможенную территорию печатных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, правомерно определением от 21.05.2015 возбудил в отношении перевозчика дело в„– 10206000-1379/2015 об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, принял решение о проведении по нему административного расследования.
При этом для оценки законности действий Таможни по возбуждению дела об административном правонарушении в рамках настоящего дела не требуется исследование вопроса о наличии либо отсутствии в действиях заявителей состава административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ. Правильность квалификации Таможней при возбуждении дела деяния по соответствующей части статьи 16.3 КоАП РФ также не входит в предмет доказывания по настоящему делу и не влияет на выводы судов о наличии признаков нарушения запрета на ввоз на таможенную территорию печатных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Для отнесения литературы к экстремистской требуются познания в области лингвистики и психологии, которыми должностные лица таможенного органа не обладают. Получение необходимых заключений специалистов, экспертов административный орган возможно уже в ходе производства по делу об административном правонарушении. Обязанность получать соответствующие заключения до возбуждения дела об административном правонарушении КоАП РФ не предусмотрена.
Представление перевозчиком в таможенный орган судебных актов, подтверждающих отсутствие оснований считать изданные религиозной организацией материалы экстремистскими, о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении не свидетельствует, поскольку указанные заявителями судебные акты приняты в отношении ранее ввезенных партий печатных материалов, тождественность содержания ранее ввезенной литературы и товара по CMR в„– 19637-RU-1 от 04.05.2015 материалами дела не подтверждается и заявителями не доказана.
По той же причине апелляционным судом правомерно отклонены доводы подателей жалобы о том, что отсутствие в издании "Священное Писание - Перевод нового мира" информации, содержащей призывы к экстремистской деятельности не нуждается в доказывании. Само по себе наличие на обложке книги соответствующего названия еще не означает, что содержание книги тождественно заявленному названию, в связи с чем проверка ввезенной печатной продукции произведена таможенным органом правомерно.
Ссылки заявителей на обязанность Таможни после идентификации издания "Священное Писание - Перевод нового мира", которая, как указано выше, не могла быть осуществлена в ходе таможенного контроля и до возбуждения дела об административном правонарушении, осуществить выпуск данного товара не могут быть приняты кассационным судом во внимание, поскольку законность действий таможенного органа, совершенных после возбуждения дела об административном правонарушении и изъятия товара, Организацией и перевозчиком в рамках настоящего дела не оспаривалась.
Поскольку в рассматриваемом случае таможенным органом в отношении всей партии товара выявлены признаки нарушения таможенного законодательства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, Таможня в соответствии с пунктом 1 статьи 199 и пунктом 2 статьи 201 ТК ТС правомерно отказала в выпуске товара по CMR от 04.05.2015 в„– 19637-RU-1 в полном объеме.
Ввиду изложенного суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что отказ таможенного органа в выпуске товаров соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителей. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной оценки правовой и фактической стороны дела.
В дальнейшем, в рамках дела об административном правонарушении ввезенная партия товаров изъята таможенным органом, что отражено в протоколе изъятия вещей и документов от 21.05.2015.
Согласно части 1 статьи 27.1 КоАП РФ изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данные меры применяются административным органом, в том числе, в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, производится в порядке, установленном статьей 27.10 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что протокол изъятия вещей и документов от 21.05.2015 составлен с соблюдением требований КоАП РФ, а действия Таможни по изъятию товара направлены на пресечение административного правонарушения и обеспечение производства по делу об административном правонарушении, что является достаточным основанием для применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания оспариваемых действий таможенного органа незаконными.
Иные доводы кассационной жалобы исследованы апелляционным судом и получили надлежащую оценку в постановлении апелляционной инстанции.
Ходатайство представителя перевозчика JEHOVAв„– TODISTAJAT о приобщении к материалам дела декларацией на товары в подтверждение того, что ранее заявителем уже ввозились аналогичные печатные издания и претензий со стороны таможенных органов не предъявлялось, оставлено судом кассационной инстанции без удовлетворения. С учетом полномочий кассационного суда (часть 2 статьи 287 АПК РФ) и пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ) кассационная инстанция не принимает и не оценивает новые доказательства по делу, которые не исследовались судами первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу в„– А56-36583/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAв„– TODISTAJAT - uskonnolinen yhdyskunta - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------