Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2016 N Ф07-4029/2016 по делу N А44-9051/2015
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, однако вследствие переквалификации деяния составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям административного органа и суд не вправе принять решение о привлечении общества к ответственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А44-9051/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., рассмотрев 14.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здоровые люди Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.12.2015 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу в„– А44-9051/2015,

установил:

Департамент здравоохранения Новгородской области (ОГРН 1025300805166; ИНН 5321028960; место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Здоровые люди Санкт-Петербург" (ОГРН 1107847040564; ИНН 7814459893; место нахождения: Санкт-Петербург, пр. Приморский, д. 54; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2015 заявление удовлетворено, Общество привлечено к указанной административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, совершенные им действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 03.09.2015 в„– 836-Д Департамент в период с 15.10.2015 по 16.10.2015 провел плановую выездную проверку выполнения Общества лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с лицензией от 28.08.2014 в„– ЛО-53-02-000355 в аптеке, расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 138.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 19.10.2015 в„– 836-Д, что Обществом нарушены условия хранения лекарственных средств: бриллиантовый зеленый 1% раствор в количестве 13 флаконов хранится в шкафу совместно с другими лекарственными препаратами; отсутствует оборудование, позволяющее обеспечить хранение лекарственных средств с установленными температурным режимом и режимом влажности; лекарственные средства размещены без учета фармакологических групп и способа применения; в холодильнике на одной полке совместно с огнеопасными лекарственными препаратами размещены на хранение другие лекарственные препараты.
По факту нарушения Обществом правил хранения лекарственных средств для медицинского применения Департамент составил в отношении него протокол от 09.11.2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив наличие состава данного административного правонарушения в действиях Общества, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию (пункт 47).
Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1081) к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено хранение лекарственных средств для медицинского применения без соблюдения правил их хранения (подпункт "з" пункта 5, пункт 6).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом допущено нарушение пунктов 3, 4, 8, 37, 40, 42, 51 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 в„– 706н.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Установив, что доказательств невозможности соблюдения Обществом правил хранения лекарственных средств в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые лицензиат не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не имеется, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) техническим регламентом признается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона в„– 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан.
В силу упомянутых Правил хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить их хранение в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (пункт 3); помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами, другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств (пункт 4); лекарственные средства размещают с учетом физико-химических свойств лекарственных средств (пункт 8); красящие лекарственные средства следует хранить в специальном шкафу в плотно укупоренной таре (пункт 37); хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав (пункт 40); организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42); хранение огнеопасных лекарственных средств должно осуществляться отдельно от других лекарственных средств (пункт 51).
Несоблюдение Обществом данных требований при осуществлении хранения лекарственных средств для медицинского применения установлено судами двух инстанций, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и подателем жалобы не оспаривается.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 6.2 статьи 46 Закона в„– 184-ФЗ.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 в„– 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ - нарушение обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Поскольку составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, к полномочиям Департамента не отнесено, кассационная инстанция не вправе принять решение о привлечении Общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства влекут отказ в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– А44-9051/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------