Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2016 N Ф07-3580/2015 по делу N А44-4712/2015
Требование: О признании недействительными актов ФОМС в части установления фактов нецелевого использования обществом средств обязательного медицинского страхования.
Обстоятельства: Полученные обществом от страховых компаний на оплату медицинской помощи средства ОМС размещены обществом под соответствующие проценты по срочному вкладу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку размещение целевых средств в банке под проценты по срочному вкладу целью ОМС не является, факт нецелевого использования денежных средств подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А44-4712/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е., Журавлевой О.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" Новосадюка А.И. (доверенность от 14.10.2015), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области Познер Т.А. (доверенность от 02.02.2016), Лебедевой О.А. (доверенность от 25.01.2016), рассмотрев 08.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.08.2015 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (судьи Виноградова Т.В., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу в„– А44-4712/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива", место нахождения: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 5/1, ОГРН 1075321002525, ИНН 5321116380 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными актов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области, место нахождения: 173015, Великий Новгород, Октябрьская ул., д. 12, корп. 1, ОГРН 1025300804088, ИНН 5321028840 (далее - Фонд), от 07.05.2015 в„– 47, 49 в части установления фактов нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования, а также о признании недействительным требования Фонда от 25.05.2015 в„– 08-06/1766.
Решением Арбитражного суда Новгородской области 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
В кассационной жалобе ее податель указывает, что перечисление свободных остатков средств целевых поступлений в размере 4 200 000 руб. на депозитный счет является законным и не относится к расходам; размещение средств целевого финансирования на депозите является формой сохранения этих средств. Общество отмечает, что размещенные им денежные средства, являлись свободными остатками средств целевых поступлений, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью за декабрь 2014 года и сведениями о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) медицинскими организациями за январь - декабрь 2014 года (форма 14-Ф (ОМС). Кроме того, Общество считает, что судами применена норма права, не подлежащая применению.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена плановая проверка целевого и эффективного использования средств ОМС в Обществе за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу, что Обществом допущено нецелевое использование средств ОМС, которое выразилось в том, что у Общества по состоянию на 01.01.2015 на online-депозите банка в ОАО "УРАЛСИБ" размещены средства ОМС в общей сумме 4 200 000 руб., перечисленные платежными поручениями от 25.12.2014 в„– 52, от 26.12.2014 в„– 53, от 29.12.2014 в„– 55, от 29.12.2014 в„– 56 (л.д. 24).
Для учета средств, поступающих от Территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и Фонда социального страхования Российской Федерации Обществом в 2014 году открыт расчетный счет в ОАО "Банк УРАЛСИБ". Фондом установлено, что в 2014 году с расчетного счета осуществлен оборот денежных средств ОМС в общей сумме 72 060 000 руб. на online-депозит в ОАО "УРАЛСИБ" путем самостоятельного размещения депозита с использованием системы Клиент-Банк с оформлением электронного документа "Заявка на размещение депозита". В течение 2014 года осуществлен обратный возврат денежных средств на расчетный счет Общества в сумме 67 860 000 руб. По состоянию на 01.01.2015 невозвращенные средства ОМС составили 4 200 000 руб. Данное нарушение отражено в предварительном акте от 07.05.2015.
По результатам рассмотрения возражений Общества Фонд признал их частичную обоснованность и составил окончательный акт от 07.05.2015, пунктом 2 заключительной части которого наложил на Общество штраф в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 420 000 руб.
Требованием от 25.05.2015 в„– 08-06/1766 Обществу предложено уплатить штраф в бюджет Фонда.
Не согласившись с актами Фонда от 07.05.2015 в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС и с выставленным требованием от 25.05.2015 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав доказанным факт нецелевого использования средств Фонда в спорной сумме, в удовлетворении заявления Общества отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Рассматривая заявленные Обществом требования суды правомерно исходили из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено статьей 37 Закона в„– 326-ФЗ, право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона в„– 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона в„– 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 в„– 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 в„– 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение в„– 73).
Судами обоснованно отмечено, что указанное полномочие Фонда обусловлено тем, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Судами обоснованно принято во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 в„– 1648-О, в котором отмечено, что в силу Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.
Из материалов дела усматривается, что Общество оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми компаниями "РОСНО-МС" и ОАО СМО "Сибирь" (договоры от 01.01.2013 в„– 157 и от 11.01.2013 в„– 15).
Обязанность Общества использовать средства ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС предусмотрена пунктами 5.10 указанных договоров.
Судами установлено, что страховые компании, получая целевые денежные средства из Фонда ОМС, направляли их Обществу на оплату медицинской помощи.
Как видно из материалов дела и сторонами по делу не оспаривается, по состоянию на 01.01.2015 на online-депозите банка в ОАО "УРАЛСИБ" Обществом были размещены средства ОМС в общей сумме 4 200 000 руб. под соответствующие проценты по срочному вкладу. Перечисление данных денежных средств подтверждается платежными поручениями от 25.12.2014 в„– 52, от 26.12.2014 в„– 53, от 29.12.2014 в„– 55 и от 29.12.2014 в„– 56.
Размещение целевых средств под соответствующие проценты по срочному вкладу целью ОМС не является, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу, что Общество направило полученные средства на иные цели.
Следовательно, судами обоснованно отмечено, что привлечение Общества в рассматриваемом случае к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ правомерно.
Как указывает в кассационной жалобе Общество, при рассмотрении данного спора суды ошибочно руководствовались пунктом 16.8 Приложения в„– 1 к Положению в„– 73, вместо того, чтобы применять пункт 17.2 Приложения в„– 2 к нему же.
Кассационный суд считает данное уточнение Общества обоснованным, однако отмечает, что в рассматриваемом случае, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, указание данной нормы не привело к принятию неправомерных судебных актов.
Иные доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу в„– А44-4712/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА


------------------------------------------------------------------