Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2016 по делу N А44-2231/2015
Требование: О взыскании с РФ и субъекта РФ убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье, имеющей ребенка-инвалида.
Обстоятельства: Комитет по управлению муниципальным имуществом ссылается на то, что в результате исполнения судебных актов и выплаты семье денежной компенсации он понес убытки.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем семей, имеющих детей-инвалидов, а иск комитета заявлен к двум ответчикам, суду следовало разрешить вопрос о надлежащем ответчике.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А44-2231/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., рассмотрев 01.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.07.2015 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу в„– А44-2231/2015,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района, место нахождения: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, Коммунарная ул., д. 48, ОГРН 1025300991572, ИНН 5320002630 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство финансов), о взыскании 1 982 500 руб. убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье, имеющей ребенка-инвалида.
Определением суда от 29.05.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов).
Определением суда от 22.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области и Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области.
Решением от 09.07.2015 суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Постановлением от 12.10.2015 апелляционный суд оставил решение от 09.07.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением Администрации города Боровичи и Боровичского района от 22.07.2004 в„– 381-рг Данилова Наталья Викторовна, 1982 года рождения, проживающая по адресу: г. Боровичи, ул. Почтовая, д. 3, в составе семьи из трех человек, в том числе ребенка-инвалида Данилова К.Е., принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке общей и льготной очереди.
На основании распоряжения Администрации города Боровичи (далее - Администрация) от 16.10.2012 в„– 617-рз Данилова Н.В. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Данилова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Данилова К.Е., обратилась в Боровичский районный суд Новгородской области с исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации от 16.10.2012 в„– 617-рз и возложении на Администрацию обязанности по предоставлению Данилову К.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах города Боровичи Новгородской области в виде отдельной квартиры.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 27.12.2012 по делу в„– 2-1712/2012 утверждено мировое соглашение, заключенное между Даниловой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Данилова К.Е., и Администрацией, по условиям которого Администрация приняла на себя обязательства по отмене распоряжения от 16.10.2012 в„– 617-рз в части исключения Даниловой Н.В. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по предоставлению Даниловой Н.В. вне очереди на семью из трех человек, с учетом права ее сына - Данилова К.Е., благоустроенного жилого помещения в городе Боровичи Новгородской области общей площадью 65 кв. м не позднее 01.06.2013.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 25.07.2014 по делу в„– 2-1712/2012 судом удовлетворено заявление Даниловой Н.В. об изменении способа исполнения определения Боровичского районного суда от 27.12.2012. Суд возложил на Администрацию Боровичского муниципального района обязанность выплатить Даниловой Н.В. 1 982 500 руб. (денежный эквивалент стоимости благоустроенного жилого помещения размером не менее 65 кв. м).
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 18.09.2014 в„– 2-1712/2012 удовлетворено заявление Администрации Боровичского муниципального района об изменении порядка и способа исполнения определения Боровичского районного суда Новгородской области от 27.12.2012, суд возложил на Комитет обязанность по выплате Даниловой Н.В. 1 982 500 руб.
По платежному поручению от 19.11.2014 в„– 86947 Комитет перечислил Даниловой Н.В. денежную компенсацию стоимости благоустроенного жилого помещения в размере 1 982 500 руб.
Полагая, что в результате исполнения судебных актов и выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, денежной компенсации Комитет понес убытки, подлежащие возмещению за счет средств Российской Федерации, Новгородской области, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на недоказанность как факта противоправности действий ответчиков, так и на отсутствие причинно-следственной связи между такими действиями и возникшими у Комитета убытками, а также недоказанностью размера убытков, подтвержденных допустимыми доказательствами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" часть 1), 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности статьей 39 (часть 1), 40 (часть 3).
Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Закона в„– 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
Согласно статье 28.2 Закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что иск Комитета заявлен к двум ответчикам (Министерству финансов и Департаменту финансов), судам следовало разрешить вопрос о надлежащем ответчике в силу требований статьи 15 АПК РФ, с учетом положений статьи 28.2 Закона в„– 181-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что такое нарушение норм процессуального права в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
В этой связи, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, вследствие чего они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить все отмеченные недостатки, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 09.07.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А44-2231/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------