Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2016 N Ф07-2551/2016 по делу N А42-2648/2015
Обстоятельства: Определением оставлено без рассмотрения заявление Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства о взыскании с МУП в бюджет субъекта РФ необоснованно полученных субсидий, поскольку денежное обязательство предприятия возникло до принятия судом заявления о признании МУП банкротом, в связи с чем не является текущим и должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А42-2648/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Подвального И.О., при участии от унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области Коршунова Е.В. (доверенность от 15.10.2015), рассмотрев 08.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2015 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу в„– А42-2648/2015,

установил:

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, место нахождения: г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1095190007329, ИНН 5190905251 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с унитарного муниципального теплоэнергетического предприятия г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области, место нахождения: 184680, Мурманская обл., г. Снежногорск, ул. Валентина Бирюкова, д. 3, ОГРН 1025100747792, ИНН 5112100186 (далее - Предприятие, УМТЭП г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области), в бюджет Мурманской области 3 620 195 руб. необоснованно полученных субсидий.
Определением от 09.09.2015 суд оставил заявление без рассмотрения.
Постановлением от 02.12.2015 апелляционный суд оставил определение от 09.09.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Министерством и УМТЭП г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области заключено соглашение от 25.05.2011 в„– 31 (далее - Соглашение) о предоставлении в 2011 году субсидии из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов Предприятию, предоставляющему населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на сумму 8 285 082 руб.
Указанные денежные средства перечислены Министерством по платежным поручениям от 27.05.2011 в„– 62474, от 15.06.2011 в„– 71091.
Контрольно-счетной палатой Мурманской области осуществлена проверка в рамках контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2011 - 2012 годах на предоставление субсидий на компенсацию недополученных (выпадающих) доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в том числе проверка соблюдения порядка установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения". По результатам проверки установлены факты несоответствия распределения средств субсидий методикам, утвержденным Законом Мурманской области от 17.12.2009 в„– 1173-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также постановлению Правительства Мурманской области от 01.12.2010 в„– 542-ПП "О предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, на погашение убытков, связанных с разницей между фактической стоимостью топочного мазута и установленной в тарифе". В частности, установлено получение Предприятием средств субсидий сверх объема выпадающих доходов в объеме 3 620 198 руб.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Мурманской области в адрес Министерства направлено представление от 21.06.2013 в„– 01-09/376 о взыскании субсидии, полученной сверх объема выпадающих доходов.
Министерство направило Предприятию претензию от 17.07.2013 в„– 21-03/3674-ВГ о необходимости возврата денежных средств.
Поскольку Предприятие денежные средства не вернуло, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 10.01.2012 по делу в„– А42-8300/2011 в отношении Предприятия возбуждено производство по делу о банкротстве.
Суд первой инстанции, установив, что денежное обязательство УМТЭП г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области не является текущим и должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ оставил заявление без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 в„– 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Между Министерством и УМТЭП г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области заключено Соглашение о предоставлении в 2011 году субсидии из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов Предприятию, предоставляющему населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на сумму 8 285 082 руб.
Указанные денежные средства перечислены Министерством по платежным поручениям от 27.05.2011 в„– 62474, от 15.06.2011 в„– 71091.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Мурманской области от 18.05.2011 в„– 240-ПП на основании статьи 78 БК РФ в соответствии со статьей 6 Закона Мурманской области от 11.12.2007 в„– 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", в целях реализации Закона Мурманской области от 24.12.2010 в„– 1290-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утвержден Порядок расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, предоставляемых из областного бюджета в 2011 году.
В соответствии с названным Порядком субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на компенсацию выпадающих доходов за 2011 год организациям, предоставляющими населению услуги теплоснабжения, у которых экономически обоснованный тариф на 2011 год, подтвержденный Управлением по тарифному регулированию Мурманской области, превышает установленный Управлением по тарифному регулированию Мурманской области тариф на 2011 год (пункт 2 Порядка).
Субсидия предоставляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Министерство) в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом главного распорядителя средств областного бюджета Мурманской области в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании соглашения о предоставлении субсидии по форме, утверждаемой Министерством (пункт 3 Порядка).
В соглашении в обязательном порядке содержатся:
- предмет соглашения, которым определяется целевое использование предоставляемой субсидии;
- обязательства сторон по соглашению, в которых перечисляются условия и сроки предоставления субсидии, предельный размер субсидии;
- обязательства организации по целевому использованию субсидии, а также по выполнению условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата субсидии;
- порядок, сроки и формы предоставления организацией отчетности о результатах выполнения условий, предусмотренных соглашением;
- право Министерства на проведение проверки целевого использования и размера предоставленной субсидии;
- обязательства Министерства в отношении сроков и размеров финансирования;
- ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения (пункт 4 Порядка).
На основании статьи 11 Закона Мурманской области от 24.12.2010 в„– 1290-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" получателями средств субсидии являются теплоснабжающие организации, предоставляющие населению услуги теплоснабжения и владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в объеме, определенном в соответствии с Методикой расчета субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (пункт 5 Порядка).
Контроль за целевым использованием субсидии, выполнением условий ее предоставления осуществляется Министерством (пункт 8 Порядка).
Организация обязана предоставлять Министерству отчеты о затратах, подлежащих возмещению за счет субсидии, и информацию о расходовании субсидии в срок, в порядке и по формам, установленным соглашением (пункт 9 Порядка).
Возврат субсидии в областной бюджет осуществляется организацией в добровольном порядке:
- в случае нецелевого использования средств - в размере нецелевого использования;
- в случае нарушений организацией условий соглашения о предоставлении субсидии - в суммах, определенных соглашением;
- в случае превышения планового объема отпущенной тепловой энергии, принятого Управлением по тарифному регулированию Мурманской области при установлении тарифа для организации на 2011 год, над фактическим объемом отпущенной организацией тепловой энергии за 2011 год - в порядке, установленном Министерством (пункт 10 Порядка).
При отказе организации от возврата средств в случаях, установленных пунктом 10 Порядка, их взыскание осуществляется в судебном порядке (пункт 11 Порядка).
Разделом 3.3 Соглашения регулируются обязанности Предприятия (листы дела 60 - 61).
В пункте 3.3.1 Соглашения предусмотрено, что Предприятие обязано предоставлять Министерству ежемесячно, не позднее 05-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об использовании субсидии, с предоставлением заверенных копий документов, подтверждающих целевое и эффективное использование субсидии.
Согласно пункту 3.3.5 Соглашения Предприятие обязано в случае превышения планового объема отпущенной тепловой энергии, принятого Управлением по тарифному регулированию Мурманской области при установлении тарифа для организации на 2011 год, над фактическим объемом отпущенной организацией тепловой энергии за 2011 год, возвратить денежные средства в областной бюджет в течение 5 банковских дней в объеме, определенном в соответствии с приложением в„– 2 "Методика расчета подлежащей к возврату в областной бюджет части субсидии теплоснабжающими организациями, в случае превышения планового объема отпущенной тепловой энергии, принятого Управлением по тарифному регулированию Мурманской области при установлении тарифа для организации на 2011 год, над фактическим объемом отпущенной организацией тепловой энергии за 2011 год" к приказу Министерства от 23.05.2011 в„– 52.
В данном случае, как следует из смысла раздела 3.3 Соглашения, превышение планового объема отпущенной тепловой энергии над фактическим объемом отпущенной тепловой энергии определяется за год. В связи с этим в случае образования превышения, такое превышение устанавливается в момент окончания календарного года. С этого момента при наличии названного превышения у организации возникает обязанность по возврату денежных средств в областной бюджет.
В соответствие со статьей 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, поскольку обязанность по возврату денежных средств возникла у Предприятия до принятия заявления о признании должника банкротом - 10.01.2012, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что денежное обязательство ответчика не является текущим.
Учитывая изложенное, следует отметить, что формирование годовой отчетности не может служить тем обстоятельством, с которым связано возникновение факта превышения, на что указывает Министерство в своей жалобе.
Тем более обязанность по возврату названных денежных средств не может быть связана с датой выявления факта превышения планового объема отпущенной тепловой энергии над фактическим объемом отпущенной тепловой энергии Контрольно-счетной палатой Мурманской области.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно оставил заявление без рассмотрения.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

определение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А42-2648/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------