Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2016 по делу N А13-602/2015
Требование: О признании недействительным предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: Защитное сооружение гражданской обороны не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проведено его техническое обслуживание: не проведен текущий ремонт; не произведена внутренняя отделка несгораемыми материалами помещения спортзала; не осуществлена проверка ЗС ГО на герметичность.
Решение: Требование удовлетворено в части обязания провести внутреннюю отделку несгораемыми материалами помещения спортзала, поскольку спорное помещение не входит в состав ЗС ГО.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А13-602/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекаловой Л.Н. (доверенность от 16.10.2015 в„– 118), рассмотрев 02.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2015 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.),

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 352144576 (далее - Росреестр), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, ОГРН 1043500086112 (далее - Управление), о признании недействительным предписания от 28.11.2014 в„– 396. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, Пушкинская улица, дом 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.10.2015, требования Росреестра удовлетворены частично, признано недействительным предписание в„– 396 в части возложения на Росреестр обязанности провести внутреннюю отделку несгораемыми материалами помещения спортзала в ЗС ГО. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Росреестр, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение и постановление отменить, в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания в„– 396.
В судебном заседании представитель Росреестра поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 20.10.2014 в„– 396 в период с 08.11.2014 по 28.11.2014 в отношении Росреестра была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природных и техногенного характера, в области гражданской обороны по адресу: город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3.
В ходе проверки было установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 36/82) не приведено в соответствие с требованием приказа МЧС России от 15.12.2002 в„– 583, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проведено его техническое обслуживание: не проведен текущий ремонт ЗС ГО; не проведена внутренняя отделка несгораемыми материалами помещения спортзала в ЗС ГО (на экспликации и поэтажном плане отмечено как помещение в„– 1); не проведена проверка ЗС ГО на герметичность; не проведена окраска входа и аварийного выхода ЗС ГО; не заменены резинки - уплотнителей дверей; не оснащено звено по обслуживанию ЗС ГО в соответствии с приложением в„– 2 правил эксплуатации ЗС ГО.
По результатам проверки был составлен акт от 28.11.2014 в„– 396, а также выдано Росреестру предписание от 28.11.2014 в„– 396, в котором предложено в срок до 09.10.2015 устранить вышеназванные нарушения.
Росреестр не согласился с названным предписанием, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, установив, что помещение в„– 1 ЗС ГО на экспликации и поэтажном плане не входит в состав ЗС ГО в„– 36/82, признали предписание Управления недействительным в части возложения на Росреестр обязанности провести внутреннюю отделку несгораемыми материалами помещения спортзала в ЗС ГО.
Суды, отказывая в остальной части заявленных требований, указали, что федеральные органы исполнительной власти, организации, за которыми закреплены защитные сооружения гражданской обороны, обязаны проводить мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем в соответствии с требованиями "Правил эксплуатации защитных сооружений" (утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 в„– 583; далее - Правила в„– 583).
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон в„– 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона в„– 28-ФЗ правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
"Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 в„– 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
"Положением о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 в„– 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
"Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 в„– 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил в„– 583 статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В данном случае судами установлено и из материалов дела следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны (подвальное помещение здания расположенного по адресу: город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3) подтвержден паспортом в„– 36/82 от 11.09.2014. Данный паспорт соответствует требованиям, установленным Правилами в„– 583, и содержит необходимые приложения: поэтажный план, экспликацию. В паспорте убежища, инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны эксплуатирующей организацией указан Росреестр.
Ввиду изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Росреестр является организацией, на учете которой находится спорное защитное сооружение гражданской обороны, и на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по назначению.
Доказательств обратно вопреки статье 65 АПК РФ в ходе рассмотрения дела в судах двух инстанций Росреестром не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8, 2.1, 2.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.8, 3.2.10, 3.5.3 и 5.2.4 Правил в„– 583, пришли к выводу, что несоблюдение установленных требований является основанием для выдачи предписания в адрес организации, имеющей защитное сооружение, поддерживать его в состоянии постоянной готовности.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали заявленные требования Росреестра не подлежащими удовлетворению в данной части.
Ссылка подателя жалобы на статью 9 Закона в„– 28-ФЗ основана на ее неверном толковании. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что звено по обслуживанию ЗС ГО не относится к аварийно-спасательным формированиям.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу в„– А13-602/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО


------------------------------------------------------------------