Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2016 по делу N А05-6614/2015
Требование: О расторжении договора аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Обстоятельства: Общество нарушило календарный план реализации приоритетного инвестиционного проекта. Допущенные нарушения обществом не устранены, предложение о расторжении договора аренды оставлено обществом без ответа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено нарушение обществом сроков более чем на 1 год; уполномоченным органом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. по делу в„– А05-6614/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., при участии от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Дербина Д.В. (доверенность от 29.06.2015), рассмотрев 01.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.09.2015 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (судьи Потеева А.В., Моисеева И.Н., Тарасова О.А.) по делу в„– А05-6614/2015,

установил:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат", место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Гутина, д. 2, ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194 (далее - АО "Онежский ЛДК", Общества), о расторжении договора от 10.04.2013 в„– 1319 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Решением от 01.09.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 30.10.2015 апелляционный суд оставил решение от 01.09.2015 без изменения.
В кассационной жалобе АО "Онежский ЛДК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 01.09.2015 и постановление от 30.10.2015 и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419 "О приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" Министерством издан приказ от 10.01.2012 в„– 1 о включении инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 10.04.2013 заключен договор в„– 1319 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, по условиям которого на основании заявления арендатора от 13.03.2013 в„– 01-1201 об объединении в один договор договоров от 15.03.2012 в„– 1274 и 1276 аренды лесных участков арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.03.2061, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Плесецкий муниципальный район", Приозерное лесничество, Кенозерское участковое лесничество, часть квартала в„– 2, кадастровый номер: 29:15:190101:81, Кенозерское участковое лесничество, часть квартала 2, кварталы в„– 3, 4, кадастровый номер 29:15:190101:82, Янгорское участковое лесничество кварталы в„– 1 - 11, кадастровый номер 29:15:090101:22, Ундозерское участковое лесничество, квартал в„– 61, части кварталов в„– 85 - 91, кадастровый номер 29:15:090201:26; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов в„– 85-90, кадастровый номер 29:15:090201:27; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов в„– 90, 91, кадастровый номер 29:15:090201:28; Ундозерское участковое лесничество, кварталы в„– 109 - 112, 132, 133, кадастровый номер 29:15:090401:11; Ундозерское участковое лесничество, квартал в„– 137, кадастровый номер 29:15:090401:8; Ундозерское участковое лесничество, квартал в„– 174, часть квартала в„– 175, кварталы в„– 176, 177, кадастровый номер 29:15:100101:17; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов в„– 188, 189, 190, 213, кадастровый номер 29:15:090401:9; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов в„– 188, 189, 190, квартал в„– 191, часть квартала в„– 213, кадастровый номер 29:15:090401:10; Приозерное лесничество: Ундозерское участковое лесничество, кварталы в„– 1 - 9, 15 - 20, 26 - 28, 33 - 38, 173, 178 - 187, 192 - 201, 207 - 209, 211, 212, 214 - 213, Ягорское участковое лесничество, кварталы в„– 19 - 23, 33 - 37, 42, 43, 102 - 108, 143, 144, 192 - 194, 215, 216, 218, 236, 237, Кенозерское участковое лесничество, кварталы в„– 33 - 40, 50 - 58, 75 - 79, 82 - 85, 93 - 96, 98 - 105, 108 - 115, 126; МО "Плесецкий муниципальный район", Приозерное лесничество, кварталы в„– 98 - 101, условный номер 11:250:20:1654; общая площадь лесного участка 172 169 га, для заготовки древесины в объемах согласно приложению в„– 3.
Договор аренды зарегистрирован 06.05.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 29-29-12/011/2013-334.
В соответствии с пунктом 3.4.25 договора арендатор обязался осуществлять мероприятия по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции в машины, транспортные средства и оборудование, необходимые для ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных работ на лесном участке, в объемах капитальных вложений и сроки, предусмотренные календарным планом реализации инвестиционного проекта.
Разделом VI договора предусмотрены основания прекращения его действия, в том числе в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год (абзац 5 пункта 6.3).
В соответствии с календарным планом реализации инвестиционного проекта "Модернизация лесопильного производства ОАО "Онежский ЛДК" (приложение в„– 7 к договору аренды) сроком окончания реализации проекта установлен третий квартал 2012 года, при этом в 2011 году инвестиции должны составить 147 846 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - 21 199 тыс. руб., во втором квартале 2012 года - 70 739 тыс. руб., в третьем квартале - 70 639 тыс. руб., общий размер инвестиций 310 723 тыс. руб.
Согласно отчетам о ходе реализации инвестиционного проекта, предоставленным Обществом Министерству, на первый квартал 2012 года привлечено 33 651 тыс. руб. инвестиций, на третий квартал 2013 года аванс в размере 33 651 тыс. руб. поставщиком возвращен.
Министерством в связи с выявленными нарушениями в адрес Общества направлено предписание от 23.05.2013 в„– 204-02/1961 о необходимости устранения нарушений календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" в срок до 01.10.2013. Этим же письмом арендодатель проинформировал арендатора о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, представленных для его реализации.
Предписанием от 13.02.2014 в„– 204-02/784 Министерство вновь указало Обществу на необходимость устранения нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, установив срок до 01.03.2014.
В установленный срок предписание Обществом не исполнено, в результате чего Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 в„– 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка" об осуществлении досрочного расторжения договоров аренды лесных участков и о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.04.2014 в„– 662 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Онежский ЛДК" "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2014 по делу в„– А05-6488/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, Обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, абзаца 2 пункта 4, пункта 5 распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 03.03.2014 в„– 104р.
Министерство в адрес Общества направило письмо от 08.05.2015 в„– 204-01/3820 с просьбой расторгнуть договор аренды от 10.04.2013 в„– 1319.
Поскольку Общество оставило письмо без ответа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Министерства, посчитав их обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 в„– 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов определяется Положением об инвестиционных проектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419 (далее - Положение в„– 419).
Подпунктом "д" пункта 11 Положения в„– 419 в качестве основания для досрочного расторжения указанного договора по инициативе арендодателя предусмотрено нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Согласно пункту 19 Положения в„– 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения в„– 419 оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, (в том числе нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год) заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, на основании материалов дела установили, что в данном случае существует основание для расторжения договора, предусмотренное пунктом 6.3 договора.
В связи с этим, установив нарушение ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" сроком более чем на 1 год, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод жалобы о несоблюдении Министерством досудебного порядка урегулирования спора, поскольку, по утверждению ответчика, им не было получено письмо Министерства от 08.05.2015 в„– 204-01/3820, не может быть признан обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 в„– 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнить обязательства в разумный срок.
Поскольку часть 3 статьи 619 ГК РФ не регламентирует процедуру расторжения договора аренды, в отношениях по аренде действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 ГК РФ. Согласно названной норме требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Суды установили, что истец в порядке соблюдения положений статей 452, 619 ГК РФ направил в адрес ответчика предписания от 23.05.2013 в„– 204-02/1961 и от 13.02.2014 в„– 204-02/784 с предложением устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Министерство помимо этого направило в адрес Общества семь писем, в которых предлагало расторгнуть договоры аренды лесных участков: от 08.05.2015 за в„– 204-01/3816 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1273; от 08.05.2015 в„– 204-01/3815 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1272; от 08.05.2015 в„– 204-01/3820 по договору аренды от 10.04.2013 в„– 1319; от 08.05.2015 в„– 204-01/3817 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1274; от 08.05.2015 в„– 204-01/3819 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1276; от 08.05.2015 в„– 204-01/3818 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1275; от 07.05.2015 в„– 204-01/3753 по договору аренды от 15.03.2012 в„– 1271 (том 2, листы дела 17 - 30).
Как установили суды, указанные письма ответчиком получены, допущенные нарушения договора в разумный срок не устранены.
Факт отправки указанной корреспонденции подтверждается копиями квитанции в„– 48 и списка в„– 300 (том 2, листы дела 15 - 16). Получение Обществом писем подтверждается информацией с интернет сайта "Почта России" (том 2, листы дела 31 - 37).
Кроме того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
Следовательно, Министерством был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Министерства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу в„– А05-6614/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------