Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2016 по делу N А13-4068/2015
Требование: О привлечении арбитражного управляющего к ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено неисполнение своевременно управляющим обязанности по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о решениях, принятых собранием кредиторов должника, неисполнение обязанности по включению в реестр сведений о результатах инвентаризации имущества должника в установленный срок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу в„– А13-4068/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г., рассмотрев 01.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Алексеева Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2015 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу в„– А13-4068/2015,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Алексеева Сергея Анатольевича (ОГРНИП 304781032700010; ИНН 781013337420) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015, арбитражный управляющий Алексеев Сергей Анатольевич привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде 25 000 руб. штрафа.
В кассационной жалобе Алексеев С.А. просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которой о совершении административного правонарушения составляется протокол, полагая, что в протоколе может быть отражено только одно правонарушение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Вологодской области от 20.05.2014 по делу в„– А13-2108/2014 в отношении муниципального предприятия города Вытегра "Городское коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Алексеев С.А. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2014 по названному делу в отношении Предприятия прекращена процедура наблюдения и Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев. Арбитражный суд Вологодской области определением от 23.03.2014 по указанному делу утвердил конкурсным управляющим Предприятия Алексеева С.А.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2013 по делу в„– А13-13226/2012 сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) им. Е.В. Степанова (далее - Кооператив) признан несостоятельным (банкротом) с применением к нему упрощенной процедуры - банкротство отсутствующего должника, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Алексеев С.А. Арбитражный суд Вологодской области определением от 15.01.2015 по указанному делу освободил Алексеева С.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Кооператива.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2013 по делу в„– А13-13229/2012 общество с ограниченной ответственностью "Белозерскдорстрой" (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре - банкротство отсутствующего должника, и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Алексеев С.А.
На основании сведений об исполнении арбитражным управляющим обязанностей при ведении дел о несостоятельности (банкротстве) в„– А13-2108/2014, А13-13226/2012, А13-13229/2012, направленных 14.01.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области в Управление, административным органом установлено, что в ходе процедур банкротства в отношении Предприятия, Кооператива и Общества арбитражный управляющий Алексеев С.А. допустил следующие нарушения абзаца 10 пункта 7, пункта 1 статьи 12, абзаца 10 пункта 2 статьи 20.3, пунктов 1, 2, 6 статьи 28, пункта 1 статьи 68, пункта 1 статьи 128, пункта 2 статьи 129, пункта 1, 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон в„– 127-ФЗ), пунктов 5 и 7 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 в„– 56 (далее - Правила в„– 56):
не выполнена обязанность по опубликованию сведений в отношении должника (Предприятия) в течение десяти дней с даты утверждения Алексеева С.А. временным управляющим названного должника, то есть не позднее 30.05.2014;
не исполнена обязанность по направление для опубликования в официальное издание сведений о признании должника банкротом и об открытии в отношении этого должника конкурсного производства в срок не позднее 03.10.2014;
не исполнена обязанность по включению в срок не позднее 16.10.2014 в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о решениях, принятых собранием кредиторов должника (Кооператива), которое проведено 16.10.2014, не исполнена обязанность по включению в срок не позднее 30.12.2014 в ЕФРСБ сведений о решениях, принятых собранием кредиторов должника (Предприятия), которое проведено 23.12.2014;
не исполнена обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания, то есть не позднее 12.02.2015;
не проведено собрание кредиторов Кооператива 30.09.2014 и не исполнена обязанность по представлению собранию кредиторов указанного должника отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства; не проведены собрания кредиторов Общества 30.09.2014 и 12.01.2015 и не исполнена обязанность по представлению собранию кредиторов указанного должника отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства;
не исполнена обязанность по представлению собранию кредиторов должника (Предприятия) во исполнение решения названного собрания от 11.09.2014 в срок не позднее 13.10.2014 результатов анализа сделок должника за три последних года, предшествовавших возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) Предприятия и по представлению собранию кредиторов указанного должника в тот же срок заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства;
не исполнена обязанность по приему от участников собрания кредиторов должника (Кооператива; 30.06.2014), а также собрания кредиторов должника (Предприятия; 23.12.2014) заявок о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов и проведению голосования по ним.
При непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Управлением составлен в отношении Алексеева С.А. протокол об административном правонарушении от 25.03.2015 применительно к части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Управление на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, установив в действиях арбитражного управляющего Алексеева С.А. состав вменяемого административного правонарушения, сделав вывод об отсутствии нарушений процедуры привлечения Алексеева С.А. к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона в„– 127-ФЗ арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую названным Законом профессиональную деятельность. При этом целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов согласно установленной очередности по правилам проведения расчетов (статьи 134, 142) из сформированной управляющим конкурсной массы (статья 131). Эта цель достигается посредством того, что конкурсный управляющий должен предпринять все зависящие от него и достаточные меры для осуществления мероприятий по формированию конкурсной массы должника и удовлетворению требований кредиторов в срок.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона в„– 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 128 Закона в„– 127-ФЗ, конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет для опубликования в Едином реестре сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Закона в„– 127-ФЗ временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 данного Закона, сообщение о введении наблюдения.
Пунктом 1 статьи 28 Закона в„– 127-ФЗ предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 в„– 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом в„– 127-ФЗ, определена газета "Коммерсантъ" (www.kommersant.ru).
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона в„– 127-ФЗ Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных данным законом. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет" (www.fedresurs.ru).
В пункте 6 статьи 28 Закона в„– 127-ФЗ указано, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
На основании указанных норм права и с учетом положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили истечение срока давности привлечения Алексеева С.А. к административной ответственности по первому эпизоду (невыполнение обязанности по опубликованию сведений в отношении должника (Предприятия) не позднее 30.05.2014).
Алексееву С.А. вменяется неисполнение обязанности по направлению для опубликования в официальное издание сведений о признании должника банкротом и об открытии в отношении этого должника конкурсного производства в срок не позднее 03.10.2014 (второй эпизод).
Судами двух инстанций установлено, что указанные сведений размещены на сайте ЕФРСБ 29.09.2014 и в печатной версии газеты "Коммерсант" - 11.10.2014 в„– 185, в связи с чем сделан обоснованный вывод о недоказанности Управлением неисполнения Алексеевым С.А. указанных требований и как следствие отсутствие состава вмененного административного правонарушения по второму эпизоду.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (пункт 1 статьи 12 Закона в„– 127-ФЗ). Сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 Закона в„– 127-ФЗ, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 13 Закона в„– 127-ФЗ).
Абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона в„– 127-ФЗ предусмотрено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Третьим эпизодом является не исполнение Алексеевым С.А. обязанности по включению в срок не позднее 16.10.2014 в ЕФРСБ сведений о решениях, принятых собранием кредиторов должника (Кооператива), которое проведено 16.10.2014, не позднее 30.12.2014 в ЕФРСБ включение сведений о решениях принятых собранием кредиторов должника (Предприятия), которое проведено 23.12.2014.
Суды двух инстанций правомерно признали доказанным состав административного правонарушения по указанного эпизоду, поскольку фактически сведения о результатах проведенного 23.12.2014 собрания кредиторов Предприятия размещены Алексеевым С.А. в ЕФРСБ 01.01.2015, а сведения о результатах собрания кредиторов Кооператива, назначенного на 09.10.2014, не размещены в ЕФРСБ на дату составления протокола об административном правонарушении от 25.03.2015.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона в„– 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных названным Законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом в„– 127-ФЗ; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные Законом в„– 127-ФЗ обязанности.
Суды верно указали, что Управлением доказан факт неисполнения арбитражным управляющим обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129 Закона в„– 127-ФЗ, по включению в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания, поскольку указанные сведения были размещены только 05.03.2015, в то время как последним днем размещения является 12.02.2015.
Таким образом, Управлением доказано событие вмененного административного правонарушения по четвертому эпизоду.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона в„– 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В нарушении указанных требований конкурсный управляющий Алексеев С.А. не провел собрания кредиторов должников: Кооператива - 30.06.2014 и 09.10.2014; Общества - 30.06.2014, 09.10.2014 и 24.03.2015; не представил собраниям кредиторов этих должников отчеты о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения по пятому эпизоду.
Шестым эпизодом Алексееву С.А. вменяется неисполнение обязанности по представлению собранию кредиторов должника (Предприятия) во исполнение решения названного собрания от 11.09.2014 в срок не позднее 13.10.2014 результатов анализа сделок должника за три последних года, предшествовавших возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) Предприятия и по представлению собрания кредиторов указанного должника в тот же срок заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Согласно пункту 2 статьи 143 Закона в„– 127-ФЗ в отчете конкурсного управляющего должны содержаться иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Следовательно, конкурсный управляющий обязан представлять сведения о ходе конкурсного производства, состав и сроки представления которых установлены, в частности, собранием кредиторов.
Судебные инстанции установили, что арбитражным управляющим Алексеевым С.А. не исполнена обязанность по представлению собранию кредиторов сведений о ходе конкурсного производства, состав которых определен требованиями собрания кредиторов.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства принятия конкурсным управляющим исчерпывающих мер по истребованию и получению сведений (документов), необходимых для проведения анализа финансового состояния должника и составления заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что по шестому эпизоду Управление доказало событие административного правонарушения применительно к части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Как следует из пункта 5 Правил в„– 56, регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий: а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов; б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса; в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования; г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
Перечень обязанностей арбитражного управляющего при проведении собрания кредиторов определен в пункте 7 Правил в„– 56.
Управлением установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении собрания кредиторов Предприятия 23.12.2014 и собрания кредиторов Кооператива 30.06.2014 Алексеевым С.А. отклонены без голосования ходатайства о внесении в повестку дня дополнительных вопросов и ходатайства об объявлении перерыва в работе собрания и предоставлении отчета и реестра требований кредитора для ознакомления.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения по седьмому эпизоду в связи с установлением факта самостоятельного отклонения арбитражным управляющим указанных ходатайств, без голосования собрания кредиторов, что свидетельствует о неисполнении Алексеевым С.А. обязанности по приему от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов и по проведению голосования по ним, которые предусмотрены абзацем 10 пункта 2 статьи 20.3, пунктом 1 статьи 12 Закона в„– 127-ФЗ и пунктами 5, 7 Правил в„– 56.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о неправильном применении судами части 1 статьи 28.2 КоАП РФ основан на ошибочном толковании названной нормы, а потому не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А13-4068/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу арбитражного управляющего Алексеева Сергея Анатольевича - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------