Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2016 N Ф07-2189/2016 по делу N А05-11834/2014
Требование: О взыскании с муниципального образования межбюджетных трансфертов, выделенных на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Обстоятельства: Установлена излишняя выплата межбюджетных трансфертов теплоснабжающим организациям.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в отношении части заявленных требований истек срок исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу в„– А05-11834/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г., при участии от Министерства финансов Архангельской области Ерегина А.Н. (доверенность от 28.12.2015), от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. (доверенность от 21.04.2015), рассмотрев 02.02.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Архангельской области и Контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2015 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу в„– А05-11834/2014,

установил:

Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1022900535558; ИНН 2901061980; далее - Министерство) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" в лице администрации (место нахождения: Архангельская обл., г. Шенкурск, ул. Кудрявцева, д. 26; ОГРН 1022901596673; ИНН 2924000888; далее - Администрация) 3 178 719 руб. 43 коп. межбюджетных трансфертов, выделенных на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ), Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП области), Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, муниципальное образование "Шеговарское" Шенкурского района Архангельской области в лице администрации данного муниципального образования, общество с ограниченной ответственностью "Водопроводные Сети", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город".
Решением суда первой инстанции от 07.08.2015 с муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" за счет казны муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" в доход бюджета Архангельской области взыскано 1 355 349 руб. 66 коп. убытков. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Министерство и КСП области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. По мнению подателей жалоб, срок исковой давности по требованию о взыскании межбюджетных трансфертов за 2010 год не пропущен.
В судебном заседании представители Министерства и КСП области доводы, изложенные в жалобах, поддержали.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Закона Архангельской области от 15.12.2009 в„– 118-9-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" органы местного самоуправления Архангельской области в 2010 году наделялись государственными полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
В соответствии с данным Законом Правительством Архангельской области было принято постановление от 22.12.2009 в„– 243-пп "О мерах по реализации областного закона "Об областном бюджете на 2010 год", которым утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (далее - Порядок).
Во исполнение Порядка Министерство ТЭК и ЖКХ и Администрация заключили соглашение от 12.01.2010 о взаимодействии по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета на указанные цели на 2010 год.
В соответствии с пунктами 2.2.4, 4.3 соглашения от 12.01.2010 Администрация представляет в Министерство ТЭК и ЖКХ, в частности, расчет фактической потребности в субсидии (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным), отчет об использовании субсидии (ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным), а также отчет о финансовой проверке использования субсидии (два раза в год - до 15.07.2010 и до 15.02.2011).
Администрацией заключены договоры с теплоснабжающими организациями на оказание услуг теплоснабжения населению, возмещение организациям убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, на срок один год.
Согласно договорам теплоснабжающие организации оказывают населению услуги теплоснабжения по льготному тарифу, утверждаемому Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, подтверждая объем тепловой энергии, потребленной населением, данными статистической и бухгалтерской отчетности, а Администрация возмещает убытки организаций в соответствии с утвержденной методикой и порядком, а также вправе 2 раза в год осуществлять финансовую проверку использования субсидий.
КСП области в период с 04.10.2012 по 24.04.2013 провела проверку отдельных вопросов организации Администрацией бюджетного процесса за 2010-2011 годы и текущий период 2012 года, в ходе которой выявила и зафиксировала в акте от 04.07.2013 факт излишней выплаты межбюджетных трансфертов на указанные цели теплоснабжающим организациям на общую сумму 5 096 808 руб.
О возврате в бюджет указанной суммы КСП области выдала Администрации предписание от 25.12.2013 в„– 01-02/974.
Ввиду неисполнения Администрацией указанного предписания Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что срок исковой давности по требованию о взыскании межбюджетных трансфертов за 2010 год истек в феврале 2014 года, о чем было заявлено ответчиком, отказал Министерству в удовлетворении исковых требований в данной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Областного закона от 20.09.2005 в„– 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете и заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления ими отдельных государственных полномочий.
Согласно пунктам 12, 13 Порядка за нецелевое использование субсидий несут ответственность органы местного самоуправления муниципальных образований; в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.
Из соглашения от 12.01.2010, заключенного между Министерством ТЭК и ЖКХ и Администрацией, усматривается, что Администрация осуществляет контроль за целевым использованием средств субсидии и представляет в Министерство ТЭК и ЖКХ отчет о финансовой проверке использования субсидии два раза в год - до 15.07.2010 и до 15.02.2011.
В силу пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для обращения уполномоченного государственного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, является неисполнение предписания о возмещении причиненного ущерба нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
КСП области проверкой отдельных вопросов организации Администрацией бюджетного процесса за 2010-2011 годы и текущий период 2012 года выявлено и отражено в соответствующем акте нарушение ею бюджетного законодательства Российской Федерации ввиду излишней выплаты межбюджетных трансфертов теплоснабжающим организациям.
Вместе с тем, как установлено судами двух инстанций, Администрация на основании договора с теплоснабжающей организацией осуществила финансовую проверку использования субсидии, выявила завышение потребности в субсидии за 2010 год, составила соответствующий акт от 15.02.2011, который на основании соглашения от 12.01.2010 представило в Министерство ТЭК и ЖКХ в феврале 2011 года.
Исходя из того, что согласно пунктам 10, 14 Порядка расчеты фактической потребности в средствах субсидий с учетом авансовых перечислений, а также ежеквартальные отчеты об использовании средств субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Министерство ТЭК и ЖКХ, осуществляющее наряду с контрольно-ревизионной инспекцией области контроль за целевым использованием субсидий, суды пришли к выводу о том, что Архангельская область в лице уполномоченного органа должна была узнать о завышении потребности в субсидиях за 2010 год и излишнем их перечислении за указанный период в феврале 2011 года.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании суммы межбюджетных трансфертов за 2010 год истек в феврале 2014 года. При этом ответчиком при рассмотрении дела заявлено о применении исковой давности.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку заявленные Министерством требования не вытекают из бюджетных правоотношений, перечисленных в пункте 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и на них распространяются положения гражданского законодательства об исковой давности, суд первой инстанции отказал в иске в указанной части, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные Министерством и КСП области в кассационных жалобах, были рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу в„– А05-11834/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Архангельской области и Контрольно-счетной палаты Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------