Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2016 по делу N А66-5112/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заказчик и организатор торгов признаны нарушившими Закон РФ "О недрах": 1) в части выбора формы торгов в части неустановления порядка оценки заявок участников конкурса.
Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку законодательство не исключает проведение конкурса на право пользования участками недр местного значения; 2) В удовлетворении требования отказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу в„– А66-5112/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Заикиной Н.М. (доверенность от 19.05.2015 в„– 32-11), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Фомина А.Н. (доверенность от 14.01.2016 в„– 17), рассмотрев 20.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу в„– А66-5112/2015 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.),

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Минимущество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - УФАС, Управление) от 03.03.2015 по делу в„– 05-6/2-6-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, место нахождения: 170036, г. Тверь, Петербургское шос., д. 53а, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Минприроды), а также общество с ограниченной ответственностью "ПромСтрой", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Склизкова, д. 60, ОГРН 1126952014683, ИНН 6950150478 (далее - ООО "ПромСтрой").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25.06.2015 (судья Карсакова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения УФАС в части признания Минимущества и Минприроды нарушившими установленный пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в части выбора формы торгов при организации и проведении торгов на получение права пользования участком недр местного значения - месторождение кирпичных глин "Ненорово-Филимоновское". Апелляционный суд признал недействительным решение УФАС от 03.03.2015 по делу в„– 05-6/2-6-2015 в указанной части, возложил на антимонопольный орган обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Минимущества и Минприроды. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Минимущества без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить постановление апелляционного суда от 30.09.2015 в части отмены решения суда первой инстанции от 25.06.2015, оставить данное решение в силе в этой части. Податель жалобы полагает, что заказчиком торгов (Минприроды) и организатором торгов (Минимущество) выбор в качестве формы торгов конкурса на право пользования участком недр местного значения осуществлен с нарушением требований пункта 6 части 10.1 Закона о недрах.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольного органа Минимущество и Минприроды просят оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, считая выводы апелляционного суда обоснованными.
В судебном заседании представители Минимущества и Минприроды поддержали доводы, приведенные в отзывах, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 17.11.2014 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Минимущество (организатор торгов) разместило извещение в„– 171114/0127777/01 о проведении торгов в форме открытого конкурса на право пользования участком недр местного значения (месторождение кирпичных глин "Ненорово-Филимоновское"). Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе 16.02.2015. Заказчиком торгов является Минприроды.
Полагая, что форма проведения торгов определена с нарушением Закона о недрах, ООО "ПромСтрой" 16.02.2015 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ), обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов.
Решением УФАС от 03.03.2015 по делу в„– 05-6/2-6-2015 жалоба ООО "ПромСтрой" признана обоснованной (пункт 1 резолютивной части решения); Минимущество и Минприроды признаны нарушившими установленный пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах в части выбора формы торгов при организации и проведении торгов на получение пользования участком недр местного значения месторождение кирпичных глин "Ненорово-Филимоновское" (пункт 2); Минимущество и Минприроды признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Закона в„– 135-ФЗ при организации и проведении конкурса на получение права пользования названным участком недр в части неустановления порядка оценки заявок участников конкурса (пункт 3). Предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольным органом не выдавалось в связи с признанием конкурса несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.
Считая названное решение Управления от 03.03.2015 незаконным, Минимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал соответствующими закону выводы антимонопольного органа о том, что основанием возникновения права пользования участками недр является принятое по результатам аукциона решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения.
Апелляционный суд, исходя из системного толкования положений Закона о недрах, установил, что Минимущество и Минприроды действовали в рамках предоставленных им полномочий, а поддержанная судом первой инстанции позиция антимонопольного органа о необходимости проведения торгов на право пользования участком недр местного значения исключительно в форме аукциона является ошибочной. В связи с этим решение УФАС от 03.03.2015 по делу в„– 05-6/2-6-2015 в части признания Минприроды и Минимущество нарушившим пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах признано апелляционной инстанцией недействительным, решение суда первой инстанции в указанной части отменено. Выводы УФАС о нарушении заказчиком и организатором торгов при проведении конкурса на получение права пользования участком недр требований части 1 статьи 17 Закона в„– 135-ФЗ в части неустановления порядка оценки заявок участников конкурса признаны апелляционным судом обоснованными; в этой части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Проверив законность постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона в„– 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (части 20 и 23 статьи 18.1 Закона в„– 135-ФЗ).
Согласно положениям пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статье 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий (часть 3 статьи 1.1 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения (пункт 1 части 2).
Как следует из статьи 10.1 Закона о недрах, основаниями возникновения права пользования участками недр в числе прочих являются:
решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения (пункт 4);
принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пункт 6).
Согласно статье 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации приведенных положений действующего законодательства в Тверской области принят Закон Тверской области от 06.06.2006 в„– 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области". В статье 6 названного Закона определено, что право пользования участками недр местного значения предоставляется на основе аукционов, конкурсов или без проведения торгов.
Материалами дела подтверждается, что участок недр месторождение кирпичных глин "Ненорово-Филимоновское" включен в Перечень участков недр местного значения по Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 в„– 13-пп.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14 постановления Правительства Тверской области от 18.10.2011 в„– 90-пп "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области" в сфере недропользования Минприроды осуществляет функции по определению способа предоставления участков недр местного значения в пользование на торгах (конкурс или аукцион), сроки, порядок и условия проведения конкурсов и аукционов по каждому участку недр местного значения или группе участков недр местного значения.
Постановлением администрации Тверской области 23.01.2008 в„– 8-па утвержден Порядок взаимодействия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами (далее - Порядок в„– 8-па).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в„– 8-па на торги (конкурс или аукцион) выставляются участки недр местного значения, включенные в перечень участков недр местного значения, утвержденный постановлением Правительства Тверской области в установленном порядке.
Способ предоставления участков недр местного значения в пользование (конкурс или аукцион) определяется Минприроды в соответствии со своими полномочиями (пункт 2.2 Порядка в„– 8-па).
В силу положений пункта 4.5 Порядка Минимущество разрабатывает документацию для проведения торгов и направляет ее в Минприроды для утверждения (пункт 4.5 Порядка в„– 8-па).
На основании анализа приведенных нормативных положений апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что нормы Закона о недрах и законодательства Тверской области не исключают проведение конкурса на право пользования участками недр местного значения. С учетом изложенного суд признал ошибочной позицию антимонопольного органа о необходимости проведения торгов на право пользования участком недр местного значения исключительно в форме аукциона и признал оспариваемое решение УФАС в соответствующей части недействительным.
Выводы апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу в„– А66-5112/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------