Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.01.2016 N Ф07-3091/2015 по делу N А56-2670/2015
Требование: О признании незаконным решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что все необходимые документы для регистрации права собственности на спорный объект были им представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку объект недвижимого имущества расположен в границах земельного участка, который на основании приказа Минобороны РФ передан в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. по делу в„– А56-2670/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А., при участии от открытого акционерного общества "Оборонэнерго" Чирцовой С.А. (доверенность от 29.12.2015 в„– 196), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Жуковской Л.В. (доверенность от 29.12.2015 в„– 98), Мороз Е.Д. (доверенность от 29.12.2015 в„– 101), от Министерства обороны Российской Федерации Минкевича Ю.Б. (доверенность от 25.02.2015 в„– 212/1/213), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 30.12.2015 в„– 77), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу в„– А56-2670/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Оборонэнерго", место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным оформленного сообщением от 21.10.2014 в„– 03/008/2014-419 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на здание трансформаторной подстанции в„– 33 с кадастровым номером 78:34:0010219:3019 (предыдущий кадастровый номер 78:34:10219:4:20), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, Кронштадтское ш., д. 30, лит. Н; обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Общества на указанное здание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (в настоящее время Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН и ИНН те же, далее - Комитет); федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение); Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. По мнению подателя жалобы, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект не препятствует государственной регистрации за Обществом права собственности на этот объект, возникшего в результате состоявшейся приватизации государственного имущества и последующей реорганизации открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" (далее - ОАО "28 Электрическая сеть"); право собственности Российской Федерации возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в процессе разграничения государственной собственности, никем не оспорено; на момент приватизации здания трансформаторной подстанции соответствующий земельный участок находился в федеральной собственности, а на сегодняшний день Общество в силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на использование соответствующей части земельного участка, находящегося в собственности Санкт-Петербурга; суды не проверили все указанные в оспариваемом отказе регистрирующего органа основания.
Управление Росреестра в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что для государственной регистрации перехода права по основаниям, возникшим после введения в действие Закона о государственной регистрации, требуется государственная регистрация ранее возникшего права, для которой заявителем не были представлены необходимые документы; заявитель не представил передаточный акт, составленный в процессе приватизации государственного имущества; суды обоснованно отметили, что спорный объект находится на земельном участке, переданном в собственность Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Управления Росреестра против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве. Представители Министерства и Учреждения поддержали позицию заявителя, просили удовлетворить кассационную жалобу.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 25.11.2009 в„– 1333 прекращено право оперативного управления ряда учреждений, находящихся в ведении Министерства, в отношении движимого и недвижимого имущества согласно приложениям в„– 1 и 2 к приказу; данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие). Пунктом 2 приказа Предприятию предписано в трехмесячный срок обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения Предприятия на недвижимое имущество, указанное в приложении в„– 1 к приказу, в том числе здание трансформаторной подстанции в„– 33 площадью 22,6 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, Кронштадтское ш., д. 30, лит. Н.
Приказом Министерства от 23.12.2009 в„– 1446 оформлено решение о приватизации Предприятия путем преобразования в ОАО "28 Электрическая сеть"; утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия согласно приложению в„– 1 к приказу, в который включено здание трансформаторной подстанции в„– 33. Пунктом 5 данного приказа на генерального директора создаваемого акционерного общества возложена обязанность в однодневный срок с даты государственной регистрации ОАО "28 Электрическая сеть" подписать передаточный акт; в месячный срок с указанной даты осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества.
Во исполнение указанного приказа составлен передаточный акт, утвержденный Главнокомандующим Военно-Морским Флотом 25.12.2009. В данном акте среди прочего имущества указано здание трансформаторной подстанции в„– 33.
На основании решений общего собрания акционеров Общества от 09.06.2011 (протокол в„– 3) и общего собрания акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" от 08.06.2011 (протокол в„– 2) произведена реорганизация юридических лиц в форме присоединения второго к первому. По передаточному акту от 09.06.2011 имущество, включая спорное здание трансформаторной подстанции в„– 33, права и обязанности присоединяемого юридического лица переданы основному юридическому лицу.
31.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "28 Электрическая сеть" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
26.06.2014 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией права собственности в отношении здания трансформаторной подстанции в„– 33 с кадастровым номером 78:34:0010219:3019 (предыдущий кадастровый номер 78:34:10219:4:20), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, Кронштадтское ш., д. 30, лит. Н.
Уведомлением от 15.07.2014 в„– 03/008/2014-419 Управление Росреестра сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации до 14.08.2014 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав по следующим причинам: не представлены документы, свидетельствующие о том, что решение о передаче военного имущества принято уполномоченным лицом, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют сведения о ранее зарегистрированных правах; представленные Обществом на государственную регистрацию права документы не содержат сведений о судьбе земельного участка, на котором расположено спорное здание; не представлены подлинники правоустанавливающих документов, а также приложения к передаточному акту от 09.06.2011; представленные копии документов не соответствуют оригиналам документов.
Сообщением от 21.10.2014 в„– 03/008/2014-419 Управление Росреестра уведомило Общество об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении указанного выше здания на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 19, абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, поскольку не представлены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на объект; заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; подлинники и копии правоустанавливающих документов (передаточный акт, предусмотренный приказом Министерства от 23.12.2009 в„– 1446, и решение от 08.06.2011 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" о согласовании реорганизации). Кроме того, в сообщении регистрирующий орган указал на то, что спорный объект недвижимого имущества расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 78:34:0010219:4, который на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14.03.2013 в„– 112 передан в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Общество, считая, что все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества были представлены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено также главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацам 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие этого Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным Законом о государственной регистрации, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22, право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности после завершения реорганизации. Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Заявление на государственную регистрацию ранее возникшего права может быть подано одновременно с заявлением о государственной регистрации перехода права.
Суды, установив, что в ЕГРП отсутствовали сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения Предприятия и права собственности ОАО "28 Электрическая сеть", пришли к верному выводу, что в данном случае для государственной регистрации права собственности Общества как правопреемника ОАО "28 Электрическая сеть" требовались документы, необходимые для государственной регистрации ранее возникшего права собственности Российской Федерации, которые представлены не были. Кроме того, на государственную регистрацию не был представлен в надлежащем виде передаточный акт, составленный во исполнение приказа Министерства от 23.12.2009 в„– 1446 и подтверждающий передачу имущества из государственной собственности в собственность ОАО "28 Электрическая сеть".
В таком случае суды, приняв также во внимание то обстоятельство, что спорный объект расположен на земельном участке, который в настоящее время находится в собственности Санкт-Петербурга, правомерно посчитали оспариваемый отказ регистрирующего органа законным и отказали в удовлетворении заявленных требований Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном понимании положений Закона о государственной регистрации либо не влияют на правильность выводов судов по существу спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 в„– 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 02.11.2015 в„– 9372.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу в„– А56-2670/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
М.А.РАКЧЕЕВА


------------------------------------------------------------------