Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2016 N Ф07-2902/2015 по делу N А26-6771/2014
Требование: Об обязании внести изменения в проекты освоения лесов к договору аренды в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на то, что основанием для внесения изменений является возникновение пожаров на арендуемых лесных участках.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в договоре отсутствует обязанность арендатора производить своими силами и за свой счет работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованных лесных участках.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. по делу в„– А26-6771/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А., рассмотрев 19.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.2015 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу в„– А26-6771/2014,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, Заводская улица, дом 1, ОГРН 1021000921314, ИНН 1006004155 (далее - Общество), об обязании ответчика внести изменения в проекты освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 в„– 57-з в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные рубки) на лесных участках следующих кварталах: в„– 186, делянка 1, выделы 9 и 12 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 19,2 га, объемом 2340 куб. м; в„– 69 делянка 1, выдел 7 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 2,9 га, объемом 246 куб. м, а также делянка 2, выделы 6 и 5 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 3 га, объемом 343 куб. м; в„– 20 выделы 16, 17, 19 и 22 Надвоицкого участкового лесничества, на площади 12,12 га, объемом 970 куб. м; в„– 54 делянка 1, выделы 1.1, 1.2, 2.1.3 Выгозерского участкового лесничества на площади 19,3 га, объемом 1827 куб. м.
Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит указанные решение и постановление отменить.
В своем отзыве Общество просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку полагает, что принятые судебные акты законны и обоснованны.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и Обществом 19.12.2008 был заключен договор в„– 57-з аренды лесного участка (далее - договор в„– 57-з) площадью 893 426 га в Сосновецком центральном лесничестве в целях заготовки древесины.
Договор в„– 57-з был 10.04.2009 зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании приказа Министерства от 29.07.2013 в„– 1131 "Об обследовании лесных насаждений, поврежденных лесными пожарами" Министерством было проведено лесопатологическое обследование лесного участка на арендуемой Обществом территории Выгозерского участкового лесничества, охваченной лесными пожарами в 2013 году. По результатам обследования 20.06.2014 составлен план - корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2014 год, утвержденный министром по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Министерство в письмах в„– 150, 191, 528, 729 и 1116 (с приложением актов проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков) предложило Обществу включить выявленный объем санитарно-оздоровительных мероприятий в лесную декларацию.
Указанные в названных письмах делянки были включены арендатором в лесные декларации от 09.08.2011, от 23.05.2012 и от 26.06.2014.
Также в адрес арендатора направлялись требования от 21.02.2013 в„– 207, от 13.05.2014 в„– 536, от 24.06.2014 в„– 663 о необходимости внесения соответствующих изменений в "Проект освоения лесов" к договору в„– 57-з и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Отказ Общества внести изменения в "Проект освоения лесов" послужил основанием для обращения Министерства с иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 статьи 55 ЛК РФ, пунктами 4 и 28 "Правил санитарной безопасности в лесах" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 в„– 414 предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 в„– 69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Состав проекта освоения лесов).
Пункт 33 Состава проекта освоения лесов предусматривает порядок внесения изменений в проект освоения лесов, а именно внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Суды двух инстанций установили, что основанием для внесения изменений в проекты освоения лесов и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий явилось возникновение пожаров на арендуемых Обществом лесных участках. Также из материалов дела следует, что постановлением главы от 30.05.2013 в„– 21 Сегежского муниципального района Республики Карелия на территории данного района был введен режим чрезвычайной ситуации. Согласно распоряжению правительства Республики Карелия от 22.07.2011 в„– 378р-П режим чрезвычайной ситуации был введен и в 2011 году.
В соответствии с частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Согласно частям 4, 5 и 6 статьи 53.7 ЛК РФ при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 названного Кодекса.
Судебные инстанции, учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в договоре в„– 57-з указания на обязанность Общества производить своими силами и за свой счет работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованных лесных участках, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы установленным по делу соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------