Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2016 N Ф07-10764/2016 по делу N А21-7858/2015
Требование: О признании незаконными действий по отказу в предоставлении в собственность общества земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок находится в территориальных границах морского порта и относится к ограниченным в обороте.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости , которые используются обществом в процессе осуществления деятельности в порту и предназначены для обеспечения оказания услуг в порту; отказ в предоставлении участка неправомерен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. по делу в„– А21-7858/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М., при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области Коноваловой А.В. (доверенность от 15.07.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2016 (судья Любимова С.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Колосова Ж.В.) по делу в„– А21-7858/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Портовый элеватор", место нахождения: 236003, Калининградская обл., Калининград, 4-я Причальная ул., д. 5, ОГРН 1023901861180, ИНН 3908003065 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининградская обл., Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), по отказу в предоставлении в собственность Общества земельного участка общей площадью 11 714 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:0048, расположенного по адресу: Калининград, 4-я Причальная ул., д. 5; обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении названного земельного участка в собственность Общества (по цене в два с половиной процента кадастровой стоимости) (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт", место нахождения: 236003, Калининградская обл., Калининград, Портовая ул., д. 24, ОГРН 1023901862676, ИНН 3908018946; федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", место нахождения: 127055, Москва, Сущевская ул., д. 19, стр. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала.
Решением от 23.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок, на котором располагаются принадлежащие Обществу объекты недвижимого имущества, не подлежит приватизации на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данный земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта - Балтийского моря и граничит с южным берегом реки Преголя, являющейся частью водной поверхности Калининградского морского порта; суды необоснованно определили выкупную цену земельного участка в льготном размере, поскольку с заявлением о выкупе земельного участка Общество обратилось в октябре 2014 года, в связи с чем на спорные отношения не распространяются положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон); апелляционный суд неверно применил к отношениям по предоставлению в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, Закон Калининградской области от 21.12.2006 в„– 105.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью представителя - единственного штатного юриста Общества, представлявшего его интересы во всех судебных заседаниях в судах первой и апелляционной инстанций, и невозможностью по этой причине представить письменный отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества возразил против отложения судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство Общества, не находит предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного заседания исходя из того, что болезнь лица, представлявшего в судебном процессе интересы юридического лица, заблаговременно извещенного о судебном заседании, не может служить уважительной причиной необеспечения юридическим лицом участия своего представителя в судебном заседании; явка представителей лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не признана обязательной; заявитель был не лишен возможности непосредственно после получения копии кассационной жалобы заблаговременно представить в суд кассационной инстанции свои возражения на жалобу в письменном виде.
По существу кассационной жалобы представитель Управления Росимущества в судебном заседании поддержал приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом отклонения ходатайства Общества об отложении судебного разбирательства не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору от 02.03.2006 в„– ФС-2006/03-05, заключенному с Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее также Управление Росимущества), Обществу предоставлен в аренду находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок площадью 11 714 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:0048, расположенный по адресу: Калининград, 4-я Причальная ул., д. 5, относящийся к землям поселений, для использования под элеватор и склады сроком по 01.03.2055.
На указанном земельном участке расположены здания, иные строения и сооружения (литера А - девятиэтажное кирпичное нежилое здание с подвалом, четырьмя мансардами общей площадью 7253 кв. м; литера Б - одноэтажное кирпичное нежилое здание общей площадью 611,8 кв. м; литера 1 - проходная; литера 2 - склад ГСМ; литера 3 - насосная; литера 4 - подстанция; литера 1 - замощение, асфальт), право собственности Общества на которые на момент обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд подтверждалось регистрационным удостоверением от 29.01.98 в„– 7-149, выданным Калининградским бюро технической инвентаризации на основании распоряжения Совета Министров СССР от 19.01.54 в„– 48, постановления Совета Министров РСФСР от 27.04.57 в„– 255, решений Исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 13.07.57 в„– 213-в и от 18.08.64 в„– 350 об отводе земельного участка и об изменении границ отвода двух земельных участков соответственно, свидетельства о государственной регистрации предприятия от 25.05.94 серии БЛР. Согласно данному регистрационному удостоверению объекты расположены по адресу: Калининград, 3-я Причальная ул., д. 1.
В ходе рассмотрения настоящего дела на основании названного регистрационного удостоверения за Обществом 02.03.2016 зарегистрировано право собственности на девятиэтажное здание общей площадью 6928,2 кв. м с кадастровым номером 39:15:150501:295, расположенное по адресу: Калининград, 3-я Причальная ул., д. 1 (запись регистрации в„– 39-39/001-39/011/033/2016-100/1).
21.10.2014 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 11 714 кв. м, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими Обществу (элеватор в„– 3, лит. А и Б, прочие нежилые строения и сооружения).
В ходе последующей переписки Общество по запросам Управления Росимущества представляло дополнительные документы и пояснения.
В письме от 10.04.2015 в„– 105 Общество сообщило о принятии им окончательного решения относительно выкупа земельного участка и просило Управление Росимущества определить выкупную стоимость земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости, что составляет 502 659 руб. 45 коп.
Письмом от 22.06.2015 в„– 1900 Управление Росимущества со ссылкой на статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации сообщило Обществу о невозможности принять положительное решение по существу его обращения, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в территориальных границах Калининградского морского порта и относится к ограниченным в обороте земельным участкам.
Общество, считая, что отказ Управления Росимущества является незаконным, нарушает его права и законные интересы как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, на момент подачи заявления Обществом) исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Аналогичное право предоставлено собственникам зданий, сооружений пунктом 1 статьи 39.20 Кодекса, введенной в действие с 01.03.2015.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27).
Согласно подпункту 7 пункта 5 той же статьи (в редакции, действующей с 01.03.2015) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации не подлежат отчуждению в соответствии с данным федеральным законом земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Исходя из пункта 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
По общему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 28 Закона о морских портах, земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи, согласно которой в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
Как установлено судами, испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории Калининградского морского порта; на указанном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества (элеватор и иные сооружения), которые используются заявителем в процессе осуществления деятельности в морском порту и предназначены для обеспечения оказания услуг в морском порту; испрашиваемый земельный участок был сформирован и предоставлен Обществу в аренду для использования под элеватор и склады.
При таких обстоятельствах в соответствии с приведенными выше положениями законодательства суды пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа Управления Росимущества в предоставлении Обществу в собственность данного земельного участка по мотиву того, что испрашиваемый участок относится к ограниченным в обороте.
Довод государственного органа о запрете приватизации спорного земельного участка, граничащего, по утверждению Управления Росимущества, с водным объектом, по причине его расположения в пределах береговой полосы в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно отклонен апелляционным судом как ничем не подтвержденный; никаких доказательств непосредственного примыкания земельного участка, арендуемого Обществом, к водной поверхности Управление Росимущество при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не представляло.
Возражения Управления Росимущества, которые не заявлялись при рассмотрении дела судом первой инстанции, относительно применения судом первой инстанции льготной выкупной цены земельного участка также правомерно не приняты апелляционным судом во внимание ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном названным пунктом, если иное не установлено федеральными законами.
Как установлено пунктом 2.2 статьи 3 Вводного закона, с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Закона, если в период со дня вступления в силу Вводного закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Пунктом 1 статьи 2 Вводного закона указанным в этом пункте категориям собственников зданий, строений, сооружений предоставлено право на приобретение соответствующих земельных участков по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
С учетом указанных норм земельного законодательства и имеющихся в деле документов, касающихся оформления прав землепользования Общества и его правопредшественников, а также непредставления Управлением Росимущества в нарушение требований статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих наличие обстоятельств, при которых выкуп земельного участка осуществляется по льготной цене, нет оснований считать неверными выводы судов в части определения выкупной цены земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 по ходатайству Управления Росимущества исполнение решения от 23.03.2016 и постановления от 19.08.2016 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов без изменения приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 по делу в„– А21-7858/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 23.03.2016 и постановления от 19.08.2016 отменить.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Г.М.РУДНИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------