Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2016 N Ф07-9085/2016 по делу N А21-5037/2015
Требование: О взыскании денежного гранта в доход бюджета муниципального образования.
Обстоятельства: Крестьянское хозяйство не представило в установленный срок отчет о целевом использовании бюджетных средств, не выполнило обязательства по инвестированию собственных и заемных средств на строительство животноводческой фермы, приобретение крупного рогатого скота в объеме не менее 40 процентов общей стоимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано нарушение крестьянским хозяйством нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления и использования средств гранта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А21-5037/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича глава крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича Заец С.А. (протокол от 26.11.2002 в„– 1), Слободских А.В. (доверенность от 30.06.2015 в„– 1/Ю), от Управления сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район" Калининградской области Кошельника А.С. (доверенность от 20.06.2016), рассмотрев 12.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2015 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Протас Н.И.) по делу в„– А21-5037/2015,

установил:

Управление сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район" Калининградской области, место нахождения: 238010, Калининградская обл., г. Нестеров, ул. Черняховского, д. 20, ОГРН 1023900553192 (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Крестьянскому хозяйству Заеца Сергея Анатольевича, место нахождения: 238022, Калининградская обл., Нестеровский р-н, пос. Озерки, д. 6, ОГРН 1023900554281 (далее - ответчик, крестьянское хозяйство) о взыскании в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" Калининградской области денежного гранта в размере 21 599 940 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Калининградской области.
Решением от 17.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2016, заявленные требования удовлетворены. с Крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" взыскан денежный грант в размере 21 599 940 руб. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на неправомерность и необоснованность судебных актов, просит отменить обжалуемые решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, при наличии лишь формальных нарушений со стороны ответчика при участии в целевой Программе Калининградской области "Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области" по реализации проекта строительства молочной фермы на 200 голов, суд не принял во внимание факт надлежащего использования полученной ответчиком субсидии в соответствии с целевым назначением, поскольку на дату вынесения судом решения, ответчиком осуществлен практически полный объем работ по строительству молочной семейной фермы.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представители третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, 14.08.2012 глава крестьянского хозяйства Заец Сергей Анатольевич направил в конкурсную комиссию заявку на участие в Программе Калининградской области "Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 05.04.2012 в„– 224 (далее - Программа).
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 10.09.2013, крестьянское хозяйство Заеца С.А. признано участником Программы.
В соответствии с бизнес планом и планом расходов первого (и последующего) года деятельности крестьянского хозяйства ответчиком было предусмотрено: подготовка проектно-сметной документации на строительство коровника на 200 скотомест; строительство коровника; приобретение комплексного оснащения оборудованием и системой добровольного доения коров; приобретение телескопического погрузчика, кормосмесителя, зернодробилки, граблей, трактора и племенных нетелей.
Приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области в„– 65/3 от 05.09.2013 был скорректирован план расходов по крестьянскому хозяйству ответчика, общая сумма проекта по реализации Программы уменьшена до 36 000 000 руб., из которых бюджетные средства составили - 21 599 940 руб., заемные средства - 10 800 000 руб., собственные средства крестьянского хозяйства - 3 600 060 руб. Статьи расходов не изменились.
Между Администрацией и главой крестьянского хозяйства 01.11.2012 подписано соглашение об участии в реализации Программы (далее - Соглашение), по условиям которого истец обязался перечислить ответчику денежные средства (грант) в размере 21 599 940 руб. в установленный в Соглашении срок (пункт 2.2.1).
В свою очередь ответчик обязался:
- обеспечить целевое использование выделяемых бюджетных средств на строительство (реконструкцию) животноводческой фермы и/или объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в порядке, предусмотренном постановлением (пункт 2.3.2);
- вложить собственные и заемные средства на строительство (реконструкцию) животноводческой фермы и/или объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в объеме не менее 40 процентов общей стоимости (пункт 2.3.3);
- в течение 18 месяцев со дня получения средств подтвердить целевое использование бюджетных средств (пункт 2.3.5);
- вернуть денежные средства на счет уполномоченного органа в случаях, предусмотренных постановлением.
Во исполнение вышеуказанного соглашения истец 07.11.2012, 29.12.2012 и 30.09.2013 перечислил ответчику денежные средства гранта на общую сумму 21 599 940 руб.
Как следует из акта проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств (гранта) от 28.11.2013, проведенной в отношении крестьянского хозяйства Контрольно-счетной палатой Калининградской области, при реализации вышеупомянутого проекта установлены следующие нарушения:
- отсутствие софинансирования проекта собственными денежными средствами в размере 40% от каждого наименования расходов;
- отставание от графика реализации проекта по составлению проектно-сметной документации, списание денежных средств на строительство без предоставления проектно-сметной документации в размере 17 264 400 руб..
По результатам проведенной проверки Контрольно-счетная палата Калининградской области внесла главе муниципального образования "Нестеровский район" представление об обеспечении целевого и эффективного использования полученных средств.
Названное представление рассмотрено на заседании комиссии по контролю над реализацией Программы "Развитие семейных животноводческих ферм Калининградской области" (далее - Комиссия). Согласно протоколу заседания Комиссии ответчик в срок до 24.03.2014 должен внести на расчетный счет собственные и заемные средства для софинансирования Программы, а также обеспечить целевое использование денежных средств. По аналогичному вопросу Комиссией был составлен протокол от 26.03.2014 в„– 3.
По результатам проверки фактического состояния объектов строительства (реконструкции) семейной животноводческой фермы, Комиссией составлен акт от 08.05.2014 в котором отражено отсутствие готовности фундамента, стен, кровли, полов, окон и дверей.
Протоколом заседания Комиссии по контролю над реализацией Программы от 08.05.2014 в„– 4 инициирована процедура по возврату ответчиком денежного гранта, о чем 12.05.2014 направлено уведомление в„– 312 о добровольном возврате ответчиком денежных средств гранта.
Ответчик 23.06.2014 направил истцу гарантийное письмо о перечислении 6 000 000 руб. в срок до 10.06.2014 и оставшейся суммы в срок до 30.07.2014.
Протоколом заседания Комиссии по контролю над реализацией Программы от 29.09.2014 в„– 5 ответчику предоставлена возможность исполнить принятые на себя по соглашению обязательства с продлением срока до 30.03.2015.
Комиссией 17.03.2015 было проведено обследование фактического состояния строительства ответчиком молочной фермы, по результатам которого установлено, что строительство фермы начато, произведена заливка фундаментов под столбы, установлены (собраны) металлические конструкции (каркас) стен. Однако, разрешающей документации на строительство, заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта строительства, а также документов, подтверждающих наличие денежных средств на счете не имеется. Крестьянским хозяйством не обеспечено софинансирование программы, имеется отставание от графика реализации проекта.
На заседании Комиссии было принято решение о том, что в случае непредставления до 05.04.2015 документов по использованию средств гранта, полученных ответчиком в рамках Программы, будет начата процедура по возврату бюджетных средств.
Поскольку отчет об использовании денежного гранта на указанную дату ответчик не представил, 08.04.2015 на основании пункта 31 Правил расходования субвенций, пункта 2.3.7 соглашения, а также решения Комиссии, ответчику предложено в добровольном порядке в месячный срок со дня получения уведомления вернуть денежные средства в сумме 21 599 940 руб. в доход бюджета.
Поскольку по истечении месячного срока с момента получения названного уведомления ответчик денежные средства не возвратил, отчет о целевом использовании гранта не представил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" денежного гранта в размере 21 599 940 руб.
Суды удовлетворили исковые требования в полном объеме, указав на нарушение ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления и использования средств гранта.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства Муниципальное образование "Нестеровский район" Законом Калининградской области от 07.11.2005 в„– 671 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельскохозяйственного производства" наделено отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства.
В соответствии со структурой Администрации муниципального района, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования "Нестеровский район" от 25.12.2008 в„– 75, Управление сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район" является уполномоченным органом, осуществляющим выплату субсидий (грантов) на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и контроль за целевым использованием финансовых и материально-технических ресурсов в объеме выделенных средств.
В целях повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 01.01.2012 осуществлялись меры государственной поддержки развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств посредством предоставления грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для реализации мероприятий указанной Государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 165 утверждены Правила расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на мероприятия по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, которыми определены порядок и условия оказания финансовой поддержки главам крестьянских (фермерских) хозяйств в виде предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и комплектацию семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота.
Постановлением Правительства Калининградской области от 05.04.2012 в„– 224 утверждена вышеуказанная Программа. Порядок проведения конкурсного отбора участников мероприятий целевой Программы, правила расходования субвенции, предоставляемой местным бюджетам на реализацию целевой Программы, утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 14.06.2012 в„– 433.
Согласно пунктам 23 - 27 Правил расходования субвенций получатель субсидии (гранта) в течение 18 месяцев со дня получения субсидии (гранта) подтверждает целевое использование бюджетных средств. Для подтверждения ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, получатель субсидии (гранта) представляет в уполномоченный орган отчет об использовании субсидии (гранта) по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 198 и приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 08.05.2013 в„– 39, с приложением подтверждающих документов.
Ответственность за достоверность представленных документов, целевое использование бюджетных средств, выполнение обязательств, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 17 Правил, и представление отчетности несет получатель субсидии (гранта) - ответчик.
Как установлено судами, финансирование мероприятий по развитию семейной животноводческой фермы ответчика осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов в общей сумме 21 599 940 руб., внебюджетные источники - средства крестьянского хозяйства (собственные и заемные) на выполнение утвержденного плана расходов в размере 14 400 060 руб.
Истец 07.11.2012, 29.12.2012 и 30.09.2013 перечислил ответчику денежные средства гранта в общей сумме 21 599 940 руб.
Расходование субсидии (гранта) на развитие семейной животноводческой фермы должно было осуществляться в течение 18 месяцев (до 30.03.2015) с даты последнего поступления субсидии (гранта) на счет главы крестьянского хозяйства ответчика (30.09.2013) и в соответствии с планом расходов крестьянского хозяйства, утвержденным конкурсной комиссией по проведению конкурсного отбора участников мероприятий целевой Программы на общую сумму 36 000 000 руб. (с учетом внесенных изменений в план расходов приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 05.09.2013 в„– 65/3).
Ответчик дал соответствующие письменные обязательства по оплате за счет собственных средств не менее 40% стоимости наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретения, а также об использовании гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет и использовании имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Как установлено судами на основании материалов дела, в ходе контрольных мероприятий Комиссией были выявлены нарушения ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления и использования средств гранта. Так, ответчиком не было выполнено обязательство инвестировать собственные и заемные средства на строительство животноводческой фермы и объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в объеме не менее 40% общей стоимости проекта, установленное пунктом 2.3.3 соглашения; расходы по реализации проекта за проверяемый период с 07.11.2012 по 01.10.2013 в общей сумме 12 877 825 руб. полностью производились за счет средств гранта.
Кроме того, в нарушение подп. 2 и 3 п. 17 Правил расходования субвенций, ответчик не представил отчеты о целевом использовании денежных средств.
Срок использования полученного ответчиком денежного гранта в рамках Программы - 30.03.2015 (пункт 15 Правил). С учетом его продления Комиссией, последним сроком для предоставления документов об использовании гранта является 05.04.2015. Однако отчет об использовании денежного гранта на указанную дату ответчиком не представлен.
Согласно пункту 30 Правил, в случае невыполнения обязательств, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 17 Правил, средства федерального и областного бюджетов возвращаются на счет уполномоченного органа для возврата в областной бюджет.
С учетом приведенного, как обоснованно указали суды, ответчик в связи с вышеуказанными нарушениями со своей стороны условий получения гранта, обязан возвратить в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" денежные средства (грант) в размере 21 599 940 руб. Расчет взыскиваемой суммы судом первой инстанции проверен, признан правомерным и обоснованным.
Как установлено судом первой инстанции, доказательств добровольного возвращения в доход бюджета 21 599 940 руб. ни по истечении месячного срока (02.06.2015) с момента получения ответчиком соответствующего уведомления, ни на дату рассмотрения дела судом, не представлено.
Довод жалобы со ссылкой на статьи 78 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что в данном случае отсутствует нецелевое использование средств гранта, не может быть принят судом, поскольку ответчиком существенно нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные Соглашением, а в этом случае предусмотрен возврат денежных средств (гранта).
Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки этих обстоятельств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А21-5037/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------