Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2016 N Ф07-11996/2016 по делу N А26-10213/2015
Требование: О взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного состава.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение установленных договором эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования сроков оборота вагонов.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку доказано, что ответчик не превысил установленные сроки оборота части вагонов, установленные сторонами в единых технологических процессах работы железнодорожного пути и обязательные для сторон, несмотря на то что изменения в договор не были внесены в установленном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2016 г. по делу в„– А26-10213/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Никитина А.М. (доверенность от 23.08.2016), от акционерного общества "Карельский окатыш" Филимонова К.П. (доверенность от 18.05.2016), рассмотрев 15.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2016 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 (судьи Сотов И.В., Шестакова М.А., Слобожанина В.Б.) по делу в„– А26-10213/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Карельский окатыш", место нахождения: 186931, Республика Карелия, город Костомукша, шоссе Горняков, строение 284, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), о взыскании 279 648 руб. 16 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2016 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Дороги взыскано 509 руб. 76 коп. платы, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2016 решение от 31.05.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дорога просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить иск или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о применении величины технологического срока оборота вагонов 14,8 часа, установленной в Едином технологическом процессе работы железнодорожного пути необщего пользования Общества и станции примыкания Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги. Дорога считает, что следовало применить технологический срок оборота вагонов, предусмотренный заключенным договором - 6,4 часа.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Дороги поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) 01.12.2002 заключили договор в„– 162 (далее - Договор), связанный с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования Общества при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги.
В период с 22.06.2015 по 28.08.2015 следовавшие в адрес Общества порожние вагоны были задержаны перевозчиком в пути следования и в последующем были доставлены на станцию назначения Костомукша-товарная с просроченным сроком доставки.
По прибытии на станцию назначения Дорога составила акты общей формы в„– 2/9046, 2/9204, 2/9161 с указанием в них причин задержки - невыполнение Обществом технологического срока оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования. Акты общей формы подписаны Обществом с разногласиями, в которых указано, что на момент задержки вагонов железнодорожные пути необщего пользования станции Костомукша-товарная не были заняты по причинам, зависящим от Общества и у Общества была возможность без задержки принимать прибывающие в его адрес вагоны.
На основании составленных актов Дорога начислила Обществу 279 138 руб. 40 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава по причинам, зависящим от грузополучателя.
В связи с невнесение указанной платы в добровольном порядке Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций удовлетворили иск частично на том основании, что Общество не нарушило технологически срок оборота вагонов, установленный в ЕТП (14,8 часа).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы (далее - ЕТП), порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 2.3. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 26 (далее - Правила эксплуатации) предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил эксплуатации ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов.
Суды установили, что поскольку среднесуточный грузооборот пути необщего пользования, принадлежащего Обществу, превышает 400 вагонов в сутки, следовательно, для данного пути необщего пользования необходимо было разработать ЕТП.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 в„– 67 утвержден "Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания.
Согласно пункту 1.4 Порядка технологические сроки оборота вагонов рассчитываются и устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования.
В 2002 году Дорога установила для Общества технологический срок оборота вагонов равный 6,4 часа. Этот же срок был установлен в Договоре.
В соответствии со статьей 64 Устава и с пунктом 2.5 Правил эксплуатации, в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования в договоры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
В связи с изменениями технического оснащения и технологии работы железнодорожного пути необщего пользования Общества необходимо было разработать и утвердить новый ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования.
Дорога разработала и утвердила 18.01.2013, а Общество утвердило 08.08.2014 ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования Общества и станции примыкания Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги, согласно которому единый технологический срок оборота вагонов составляет 14,8 часа. Утвержденный сторонами ЕТП является обязательным как для Общества, так и для Дороги несмотря на то, что изменения в Договор не были внесены в установленном порядке.
В спорный период технологический срок оборота составлял 14,8 часа.
Из представленных актов общей формы следует, что технологический срок оборота вагонов не превысил 14,8 часа (в среднем от 7 до 10 часов).
Поскольку у Дороги отсутствовали основания для задержки вагонов на промежуточных станциях в период с 22.06.2015 по 28.08.2015, а также для начисления о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, поскольку Общество не превысило установленные технологические сроки оборота вагонов, суды обоснованно и законно отказали в иске в указанной части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу в„– А26-10213/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи
Н.Н.МАЛЫШЕВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------