Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2016 N Ф07-11992/2016 по делу N А26-10333/2015
Требование: О взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Обстоятельства: Порожние вагоны были задержаны в пути следования по причине невыполнения обществом технологического срока оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку из представленных актов общей формы следует, что технологический срок оборота вагонов не превысил 14,8 часа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А26-10333/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Дмитриева В.В., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Никитина А.М. (доверенность от 23.08.2016), от акционерного общества "Карельский окатыш" Филимонова К.П. (доверенность от 18.05.2016), рассмотрев 14.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 (судья Погосян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу в„– А26-10333/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карельский окатыш", место нахождения: 186931, Республика Карелия, город Костомукша, шоссе Горняков, строение 284, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), о взыскании 656 533 руб. 12 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Иск принят судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2016, в иске отказано.
В кассационной жалобе Дорога просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить иск или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о применении величины технологического срока оборота вагонов 14,8 часа, установленной в едином технологическом процессе (ЕТП) работы железнодорожного пути необщего пользования Общества и станции примыкания Костомукша-Товарная Октябрьской железной дороги. Дорога считает, что следовало применить технологический срок оборота вагонов, предусмотренный заключенным договором, - 6,4 часа.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Дороги поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) 01.12.2002 заключили договор в„– 162 (далее - Договор), связанный с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования Общества при станции Костомукша-Товарная Октябрьской железной дороги.
В период с 26.05.2015 по 25.08.2015 следовавшие в адрес Общества порожние вагоны были задержаны перевозчиком в пути следования и в последующем были доставлены на станцию назначения Костомукша-Товарная с нарушением срока доставки.
По прибытии на станцию назначения Дорога составила акты общей формы в„– 2/7278, 2/10742, 2/10982, 2/11257, 2/11319, 2/11239, 2/12015, 2/12704, 2/12894, указав в них в качестве причин задержки невыполнение Обществом технологического срока оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования. Акты общей формы подписаны Обществом с разногласиями; в них указано, что на момент задержки вагонов железнодорожные пути необщего пользования станции Костомукша-Товарная не были заняты по причинам, зависящим от Общества, и у Общества была возможность без задержки принимать прибывающие в его адрес вагоны.
На основании составленных актов Дорога начислила Обществу 656 533 руб. 12 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава по причинам, зависящим от грузополучателя.
В связи с невнесением указанной платы в добровольном порядке Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций отказали в иске, посчитав, что Общество не нарушило технологический срок оборота вагонов, установленный в ЕТП (14,8 часа).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы (ЕТП), порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 26 (далее - Правила эксплуатации) предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в данных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается Министерством путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил эксплуатации ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов.
Суды установили, что среднесуточный грузооборот пути необщего пользования, принадлежащего Обществу, превышает 400 вагонов в сутки, следовательно, для данного пути необщего пользования необходимо было разработать ЕТП.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 в„– 67 утвержден Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания.
Согласно пункту 1.4 Порядка технологические сроки оборота вагонов рассчитываются и устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования.
В 2002 году Дорога установила для Общества технологический срок оборота вагонов, равный 6,4 часа. Этот же срок был установлен в Договоре.
В соответствии со статьей 64 Устава и с пунктом 2.5 Правил эксплуатации, в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования в договоры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
В связи с изменениями технического оснащения и технологии работы железнодорожного пути необщего пользования Общества необходимо было разработать и утвердить новый ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования.
Дорога разработала и утвердила 18.01.2013, а Общество утвердило 08.08.2014 ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования Общества и станции примыкания Костомукша-Товарная Октябрьской железной дороги, согласно которому единый технологический срок оборота вагонов составляет 14,8 часа. Утвержденный сторонами ЕТП является обязательным как для Общества, так и для Дороги, несмотря на то что изменения в Договор не были внесены в установленном порядке.
В спорный период технологический срок оборота составлял 14,8 часа.
Из представленных актов общей формы следует, что технологический срок оборота вагонов не превысил 14,8 часа (в среднем он составлял от 7 до 10 часов).
Поскольку у Дороги отсутствовали основания для задержки вагонов на промежуточных станциях в период с 26.05.2015 по 25.08.2015, а также для начисления и взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и поскольку Общество не превысило установленные технологические сроки оборота вагонов, суды обоснованно и законно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу в„– А26-10333/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
В.В.ДМИТРИЕВ


------------------------------------------------------------------