Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 N Ф07-9637/2016 по делу N А21-3388/2015
Требование: О признании права собственности РФ на земельный участок и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Обстоятельства: Управление Росимущества полагает, что земельный участок относится к федеральной собственности и ему должна быть присвоена иная категория - земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку образованный в результате раздела спорный участок сохранил свое целевое назначение и разрешенное использование, установленное для исходного земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2016 г. по делу в„– А21-3388/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М., при участии от администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" Дмитриевой Ю.Б. (доверенность от 21.12.2015), от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Мерзлякова А.А. (доверенность от 29.11.2016), рассмотрев 07.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2015 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу в„– А21-3388/2015,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования "Балтийский муниципальный район" Калининградской области, место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1023902092994, ИНН 3901003933 (далее - Администрация района), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Калининградской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 22 341 816 кв. м с кадастровым номером 39:14:030116:56, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земли под лесами, расположенный по адресу: Калининградская обл., г. Балтийск, а также об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в сведения о данном участке изменения в части категории земель, указав "земли лесного фонда".
Определением от 02.06.2015 произведена замена Администрации района на администрацию муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, ул. В. Егорова, д. 1, ОГРН 1093925002852, ИНН 3901500413 (далее - Администрация поселения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов правительства Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, Советский пр., д. 13-17, ОГРН 1073905002566, ИНН 3904084264 (далее - Агентство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), Межрайонный природоохранный прокурор Калининградской области, 236004, Калининградская обл., г. Калининград, Черниговская ул., д. 43-а (далее - Прокурор), муниципальное казенное предприятие "Благоустройство" муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, Артиллерийская ул., д. 7, ОГРН 1103925015886, ИНН 3901501103 (далее - Предприятие).
Решением от 09.11.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок является лесным участком и ошибочно включен в границы населенного пункта; факт включения спорного лесного участка в утвержденный проект городской черты населенного пункта не изменяет правовой статус земель лесного фонда и не влечет прекращения на него права федеральной собственности; перевод лесного участка из государственного лесного фонда в земли поселений не производился в установленном законом порядке; при вынесении оспариваемых судебных актов суды не учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 13225/11.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (правопреемник Агентства, далее - Министерство), поддержало позицию Управления Росимущества, просило отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации поселения возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, решениями исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся от 17.05.1948 в„– 380, от 09.08.1949 в„– 790 (с изменениями, внесенными решением от 16.07.1963 в„– 231) была утверждена граница населенного пункта - г. Балтийска, в его состав включена вся южная территория Балтийской (Вислинской) косы, начиная от польской границы до г. Балтийска.
Территория Балтийской (Вислинской) косы вошла в состав кадастрового квартала 39:14:030116, а все земельные участки, входящие в его состав, при проведении кадастрового учета отнесены к категории земель населенных пунктов.
Решением Балтийского городского Совета депутатов от 30.10.2012 в„– 95 утвержден Генеральный план муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", включающего территорию Балтийской (Вислинской) косы.
Законом Калининградской области от 10.06.2010 в„– 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области" утверждена административная граница муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (приложение в„– 24 к данному Закону), а вся территория Балтийской косы включена в границы черты данного муниципального образования.
Согласно кадастровой выписке от 23.06.2015 в„– 39/15-ВС-217931, земельный участок площадью 22 341 816 кв. м с кадастровым номером 39:14:030116:56, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под лесами, был поставлен на кадастровый учет 14.12.2007 и образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:51.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 39:14:030116:51 был поставлен на кадастровый учет 11.08.2006, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под лесами, что подтверждается кадастровой выпиской от 23.06.2015 в„– 39/15-ВС-217929.
Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 06.06.2012 по делу в„– 2-238/2012 Калининградскому межрайонному природоохранному прокурору отказано в удовлетворении иска, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Балтийского муниципального района о признании недействительным и не подлежащим применению пункта 3 постановления главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 в„– 1091 "Об утверждении проекта границ земельного участка" (далее - Постановление в„– 1091), которым утверждены границы сформированных из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:51 двух земельных участков: с условным кадастровым номером 39:14:030116:51/Б площадью 22 341 816 кв. м и с условным кадастровым номером 39:14:030116:51/А площадью 76800 кв. м. В пункте 3 названного постановления указано, что земельный участок с условным кадастровым номером 39:14:030116:51/Б площадью 22 341 816 кв. м считается государственной собственностью, относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенной использование - "земли под лесами".
Из материалов дела следует, что Управление Росимущества обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 09.07.2010 в„– АБ-4247 об исправлении кадастровой ошибки и о внесении изменений в ГКН в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:56.
Кадастровая палата письмом от 31.08.2011 в„– 4060-16101-19 сообщила заявителю об отказе в изменении кадастровых сведений, указав на отсутствие оснований для их квалификации как кадастровой ошибки и на то, что Постановлением в„– 1091 спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов.
Впоследствии Управление Росимущества 11.06.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок площадью 22 341 816 кв. м с кадастровым номером 39:14:030116:56, расположенный по адресу: Калининградская обл., г. Балтийск. В качестве основания для регистрации права Управление Росимущества сослалось на статью 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и указало, что данный участок относится к землям лесного фонда.
Сообщением от 12.11.2014 в„– 02/221/2014-117 Управление Росреестра отказало заявителю в проведении такой государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
На основании постановления Администрации поселения от 06.10.2014 в„– 440 земельный участок с кадастровым номером 39:14:030116:56 предоставлен Предприятию в постоянное (бессрочное) пользование; указанное право зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации от 13.10.2015.
Управление Росимущества обратилось в суд с настоящим иском о признании права федеральной собственности на указанный земельный участок и о внесении в ГКН сведений об изменении категории на земли лесного фонда, ссылаясь на фактическое нахождение спорного участка на землях лесного фонда, на проведение лесоустроительных работ и на то, что данный участок является лесным участком, относится к федеральной собственности и ему должна быть присвоена категория земель - земли лесного фонда, а также указывая, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является единственным препятствием по внесению в ГКН изменений в сведения о характеристиках участка.
Суды, руководствуясь статьями 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 58, 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление в„– 10/22), статьей 11.2 ЗК РФ, статьями 14, 15 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон в„– 172-ФЗ), статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), отказали в удовлетворении иска, поскольку пришли к выводу, что образованный в результате раздела спорный земельный участок сохранил свое целевое назначение и разрешенное использование, установленное для исходного земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:51, образованного из участков квартала 39:14:030116 и отнесенного к землям населенных пунктов, а учитывая, что черта населенного пункта - г. Балтийска была установлена до вступления в силу Закона в„– 172-ФЗ (до 05.01.2005), то спорный участок, расположенный в черте данного города на Балтийской косе, при постановке на государственный кадастровый учет правомерно был отнесен к категории земель поселений. При этом суды указали на недоказанность истцом включения земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:56 в состав земель лесного фонда и отнесения его к федеральной собственности.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, считает указанные выводы судов правильными.
По смыслу 12, 209, 301, 302 ГК РФ иск о признании права собственности либо о признании права (обременения) отсутствующим может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пунктах 58 и 59 Постановления в„– 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона в„– 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона в„– 122-ФЗ либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Суды, отказывая Управлению Росимущества в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходили из того, что границы города Балтийска с включением в их состав всей южной территории Балтийской (Вислинской) косы были утверждены упомянутыми выше решениями Исполнительного комитета Калининградского областного Совета народных депутатов от 17.05.1948 в„– 380 и от 09.08.1949 в„– 790 и впоследствии подтверждены Законом Калининградской области от 10.06.2010 в„– 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области"; они не изменялись до настоящего времени.
Спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:51, он полностью расположен в кадастровом квартале 39:14:030116 на землях населенного пункта - г. Балтийск, относится к категории земель населенных пунктов, границы участка были утверждены Постановлением в„– 1091.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела суды с учетом приведенных норм земельного законодательства пришли к правомерному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:51, то он сохранил свое целевое назначение и разрешенное использование, установленное для исходного земельного участка, образованного из участков кадастрового квартала 39:14:030116, отнесенного к землям населенных пунктов.
Данные выводы соответствуют обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела в„– 2-238/2012, по которому решением Балтийского городского суда от 06.06.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 29.08.2012, Калининградскому природоохранному прокурору было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления в„– 1091 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:14:030116:56 (предыдущий условный кадастровый номер - 39:14:030116:51/Б) к категории земель населенных пунктов. Указанными судебными актами установлено, что данный земельный участок относится к государственной собственности, имеет категорию "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "земли под лесами"; при постановке его на кадастровый учет он был правомерно отнесен к категории земель поселений в соответствии с категорией исходного земельного участка.
Поскольку в рамках дела в„– 2-238/2012 участвовали те же лица и предметом спора и судебного разбирательства являлись земельные участки с кадастровым номером 39:14:030116:51 и образованный из него участок с кадастровым номером 39:14:030116:56 (предыдущий условный кадастровый номер - 39:14:030116:51/Б), суды правильно применили положения статьи 69 АПК РФ о преюдициальности обстоятельств, установленных по другому делу, и правовую позицию, сформулированную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 в„– 17580/08, о недопустимости как разной оценки одних и тех же обстоятельств, являющихся существенными для правильного разрешения спора, так и конкуренции судебных актов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 в„– 1-П по делу о проверке отдельных положений о лесном фонде с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статьям 10 и 11 ЛК РФ, принятого в 1997 году, лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов, в него не входят леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений - городские леса, а также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный и кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом в„– 221-ФЗ, статьями 5 и 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование - содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории земель (в том числе к землям лесного фонда), вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Суды установили, что в отношении указанного истцом земельного участка именно как лесного участка вещные права, в том числе их ограничения, в установленном порядке не регистрировались.
Надлежащих доказательств того, что участок находится в собственности Российской Федерации, отнесен к землям лесного фонда, а доказательств, подтверждающих незаконность перевода спорного участка в земли населенных пунктов, например, в результате изменения границ населенного пункта, не представлено.
Отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, выданный Управлением Росреестра 12.11.2014, истцом в установленном законом порядке не оспаривался.
Факт нахождения лесов на земельных участках поселений не означает принадлежность таких участков к лесному фонду. Сам по себе факт проведения лесоустроительных работ не свидетельствует о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 67, частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Данная правовая позиция сформулирована в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2009 в„– ВАС-10520/09.
В связи с этим указанные Управлением Росимущества факты проведения работ по лесоустройству не могут быть признаны достаточным и достоверным доказательством отнесения спорного участка к категории земель лесного фонда. Как установлено судами, данный участок до проведения лесоустройства был отнесен к категории земель "земли населенных пунктов" и законных оснований для включения его в состав земель лесного фонда не имелось.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали несостоятельной ссылку истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 13225/11, поскольку она применима к иной ситуации - включения органом местного самоуправления земельного участка, относящегося к лесному фонду, в состав границ населенного пункта.
С учетом обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства и подтвержденных представленными в материалы дела доказательствами, суды обоснованно отказали Управлению Росимущества в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по своему содержанию являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами и сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, то оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 по делу в„– А21-3388/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Г.М.РУДНИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------