Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2016 N Ф07-11202/2016 по делу N А56-93380/2015
Требование: О взыскании пеней за просрочку доставки грузов.
Обстоятельства: Пени начислены: 1) за нарушение срока доставки контейнеров, погруженных на железнодорожные платформы; 2) за просрочку доставки вагонов, следовавших в отстой.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку: 1) не дана оценка доводу общества о том, что у перевозчика отсутствовали основания для увеличения сроков перевозки; 2) суд не сослался на норму права, в соответствии с которой не подлежат взысканию пени за просрочку доставки порожних вагонов, следующих в отстой на пути необщего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. по делу в„– А56-93380/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Малышевой Н.Н., при участии от акционерного общества "Кольская Горно-Металлургическая Компания" Сытенко П.А. (доверенность от 01.01.2016), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 25.08.2016) и Шамшевой В.В. (доверенность от 05.09.2016), рассмотрев 07.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кольская Горно-Металлургическая Компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2016 (судья Новикова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу в„– А56-93380/2015,

установил:

Акционерное общество "Кольская Горно-Металлургическая Компания", место нахождения: 184511, Мурманская область, город Мончегорск, ОГРН 1025100652906, ИНН 5191431170 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 319 210 руб. пеней за просрочку доставки грузов.
Иск принят судом к рассмотрению с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2016, с ответчика в пользу истца взыскано 20 990 руб. 25 коп. пеней, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что, поскольку спорные вагоны следовали в отстой, пени за просрочку их доставки не подлежат взысканию.
Общество обращает внимание на то, что срок перевозки контейнеров на железнодорожных платформах должен определяться в соответствии с нормами суточного пробега для повагонных отправок, а не для контейнерных и мелких отправок.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Дороги обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с 04.07.2015 по 28.08.2015 Дорога осуществила транспортировку в адрес Общества порожних грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожных платформах.
Вагоны прибыли с нарушением срока доставки, поэтому Общество 19.10.2015 направило Дороге претензию об уплате пеней.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск в сумме 20 990 руб. 25 коп. пеней, в остальной части иска отказали.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Суды двух инстанций установили, что в период с 20.07.2015 по 28.08.2015 Дорога осуществляло перевозку контейнеров, погруженных на железнодорожные платформы, вид отправки "ККВ" (комплект контейнеров на вагоне), на расстояние 3334 км.
Общество, ссылаясь на то, что срок перевозки спорных контейнеров должен определяться нормами суточного пробега для повагонных отправок с грузовой скоростью, при расстоянии перевозки от 3000 до 4999 км равной 380 км в сутки (пункт 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 27; далее - Правила в„– 27), начислило Дороге 52 259 руб. 22 коп. пеней за просрочку доставки.
Суды двух инстанций согласились с позицией Дороги о том, что при исчислении срока доставки спорных контейнеров, погруженных на железнодорожные платформы, следует руководствоваться не сроками для повагонных отправок, а сроками для контейнерных и мелких отправок, то есть исходить из грузовой скорости не 380 км в сутки, а 230 км в сутки, и отказали в данной части иска.
При этом суды указали, что на основании пункта 12 Правил перевозок железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 30, перевозки грузов в контейнерах оформляются на бланках формы ГУ-27в, ГУ-29к или ГУ-27у-ВЦ. Все накладные на перевозку контейнеров на железнодорожных платформах оформлены на бланках одной из данных форм, где в графе "Вид отправки" указано "ККВ".
Кассационная инстанция считает, что данный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
При рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях Общество заявляло о том, что в железнодорожных накладных перевозчик рассчитал срок доставки спорных контейнеров в соответствии с нормой суточного пробега для повагонной отправки (11 дней) и взял плату за перевозку исходя из норм суточного пробега для повагонной отправки.
Кроме того, Общество ссылалось на то, что в отношении спорных контейнеров не предполагались и не производились какие-либо действия для накопления и сортировки груза на контейнерных площадках и на сортировочных платформах, что повлекло бы увеличение срока доставки, то есть у Дороги отсутствовали основания для увеличения сроков перевозки.
Поскольку данные доводы имеют значение для правильного разрешения спора, но не были оценены судами, кассационная инстанция считает, что выводы судов в части отказа во взыскании пеней за просрочку доставки контейнеров на железнодорожных платформах, недостаточно обоснованы и сделаны без учета всех обстоятельств дела.
Кроме того, суды отказали в удовлетворении иска в части взыскания пеней за просрочку доставки вагонов, следовавших в отстой, со ссылкой на распоряжение Дороги от 22.06.2010 в„– 1330р, согласно которому вагоны, следующие в отстой на пути необщего пользования, не участвуют в перевозочном процессе.
Однако названное распоряжение касается оказания перевозчиком услуг юридическим лицам по временному размещению (отстою) вагонов на путях общего пользования, а в данном случае спорные вагоны следовали в отстой в адрес Общества на станцию Мончегорск Октябрьской железной дороги на пути необщего пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций не сослались на норму права, в соответствии с которой не подлежат взысканию пени за просрочку доставки порожних вагонов, следующих в отстой на пути необщего пользования. Поэтому кассационная инстанция считает недостаточно обоснованными выводы судов о неправомерности заявленных требований о взыскании пеней за просрочку доставки порожних вагонов.
Поскольку выводы судов двух инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция отменяет судебные акты полностью, несмотря на то, что иск удовлетворен в признанной ответчиком сумме 20 990 руб. 25 коп. пеней за просрочку доставки груза, поскольку из судебных актов невозможно установить, за нарушение срока доставки какого груза взысканы пени.
При новом рассмотрении суду следует оценить представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, установить фактические обстоятельства, оценить доводы сторон.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по делу в„– А56-93380/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Н.Н.МАЛЫШЕВА


------------------------------------------------------------------