Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2016 N Ф07-11550/2016 по делу N А56-48485/2014
Требование: О взыскании пеней за просрочку в доставке груза.
Обстоятельства: Претензия истца об уплате пеней за просрочку в доставке грузов оставлена без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку срок доставки подлежал увеличению на одни сутки в связи с прохождением вагонов через Санкт-Петербургский узел; размер штрафа снижен на основании ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. по делу в„– А56-48485/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 25.08.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" Марковой А.Г. (доверенность от 11.09.2016), рассмотрев 07.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2016 (судья Клиницкая О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу в„– А56-48485/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс", место нахождения: 117997, Москва, улица Наметкина, дом 16, ОГРН 1027728000871, ИНН 7728262893 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 3 953 857 руб. 87 коп. пеней за просрочку в доставке груза.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2015, иск Общества удовлетворен частично. С Дороги в пользу Общества взыскано 2 000 000 руб. пеней, в остальной части иска отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 23.09.2015 состоявшиеся судебные акты в части отказа в иске о взыскании с ответчика в пользу истца 515 627 руб. 46 коп. пеней отменены, в этой части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 28.04.2016, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016, с Дороги в пользу Общества взыскано с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) 71 870 руб. 33 коп. пеней за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным в„– ЭД 702385, ЭЯ 584229, ЭЯ 981594, ЭА 171706, ЭВ 020720. Принят отказ Общества от иска в части взыскания с Дороги 229 881 руб. 60 коп. неустойки за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным в„– ЭД 646780 и 703753ЭД, производство по делу в указанной части прекращено.В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 28.04.2016 и постановление от 01.06.2016 и направить дело на новое рассмотрение.
Общество не согласно с применением судами при начислении пеней пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 27 (далее - Правила в„– 27).
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с июля по декабрь 2013 года Дорога допустила просрочку в доставке грузов по железнодорожным накладным в„– ЭЭ326214, ЭД646780, ЭД702385, ЭД703753, ЭЭ164164, ЭЭ506519, ЭЭ559406, ЭЯ584229, ЭЯ981594, ЭА171706, ЭА334479, ЭВ0204720 в принадлежащих Обществу вагонах.
Направленные Обществом в адрес Дороги претензии об уплате пеней за просрочку в доставке грузов оставлены последней без удовлетворения, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
После нового рассмотрения суды удовлетворили иск в сумме 71 870 руб. 33 коп. пеней.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
В силу статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 в„– 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами в„– 27.
Пунктом 5.9 Правил в„– 27 установлено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на одни сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Суды двух инстанций согласились с доводом ответчика о необходимости увеличения срока доставки груза на одни сутки по накладным в„– ЭЯ584229, ЭЯ981594, 171706, ЭВ020720 на основании пункта 5.9 Правил в„– 27 - в связи со следованием через станции Санкт-Петербургского узла.
Суды оценили в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, подтверждающие прохождение вагонов через Санкт-Петербургский узел: справки "Архив вагонов", истории с операциями вагонов, а также планы формирования повагонных и групповых отправок - и пришли к правильному выводу об увеличении на одни сутки срока доставки грузов по спорным накладным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в кассационной инстанции.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу в„– А56-48485/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"- без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Н.Н.МАЛЫШЕВА


------------------------------------------------------------------