Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2016 по делу N А56-94995/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в части включения дома в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на несоответствие распоряжения закону и нарушение своих прав.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ТСЖ не представлены доказательства реализации собственниками помещений в доме в установленный законом срок принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А56-94995/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В., при участии от администрации Петроградского района Санкт-Петербурга Абельдиновой О.В. (доверенность от 03.10.2016), от товарищества собственников жилья "Куйбышева-26" Курмаевой М.В. (доверенность от 13.05.2016), рассмотрев 19.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А56-94995/2015 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Протас Н.И.),

установил:

Товарищество собственников жилья "Куйбышева-26", место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 26, пом. 8-Н, ОГРН 1047820003681, ИНН 7813197807 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 17-19, ОГРН 1027806894312, ИНН 7813047833 (далее - Администрация), от 21.08.2014 в„– 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" (далее - Распоряжение в„– 8364-р) в части включения дома в„– 26, корп. 2 по ул. Куйбышева в Санкт-Петербурге (далее - МКД) в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества (далее - фонд капитального ремонта) или не реализовали выбранный способ в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, и формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД на счете некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Региональный оператор).
Решением от 20.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.06.2016 решение от 20.02.2016 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, поскольку Товарищество до 21.08.2014 не реализовало выбранный способ формирования фонда капитального ремонта, а также не представило Администрации сведения об этом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания Распоряжения в„– 8364-рв указанной части недействительным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с февраля 2004 года МКД находится в управлении Товарищества (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.12.2015).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 08.04.2014 на этом собрании принято решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет, Товарищество определено владельцем специального счета, выбран банк для открытия специального счета - открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России").
Письмами от 18.08.2014 (вх. в„– 2/2904) и 18.11.2014 (вх. в„– 01-5958/14-499) Товарищество уведомило сначала Регионального оператора, а затем - Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капитального ремонта, приложив протокол общего собрания собственников помещений от 08.04.2014, а также справку ОАО "Сбербанк России" об открытии 11.11.2014 специального счета.
Распоряжением в„– 8364-р в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, включен МКД.
Товарищество, полагая, что Распоряжение в„– 8364-р не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, установив, что заявителем не представлены доказательства реализации собственниками помещений в МКД в установленный законом срок принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд отменил решение, и, придя к выводу о том, что на момент принятия Распоряжения в„– 8364-р положения статей 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не устанавливали порядок реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, со ссылкой на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 в„– 10-П (далее - Постановление в„– 10-П), удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон в„– 176-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ в этой же редакции решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной законом субъекта Российской Федерации. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления о его определении в качестве такового. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 названного Кодекса.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента его открытия обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 указанного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд, сославшись на отсутствие на момент принятия Распоряжения в„– 8364-р правовой определенности по вопросу о том, в каком порядке должно быть реализовано решение собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, посчитал, что пропуск Товариществом в такой ситуации срока на открытие специального счета не является основанием для включения МКД в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали его.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким толкованием положений статьи 170 ЖК РФ.
В силу части 4 названной статьи в редакции, действовавшей до 30.06.2015, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего должны быть определены владелец специального счета, а также кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Частью 5 той же статьи предусматривалось, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта; при этом в целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено принятое решение.
Таким образом, по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения в„– 8364-р, реализация решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в пределах установленного срока закономерно предполагает открытие такого счета его владельцем, определенным, в свою очередь, общим собранием собственников помещений в доме.
Как следует из материалов дела, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 в„– 84 и опубликована 21.02.2014 на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт Товариществу в ОАО "Сбербанк России" 11.11.2014 и уведомление об этом направлено в государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга 18.11.2014, то есть после принятия Распоряжения в„– 8364-р.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о нарушении Администрацией действующего законодательства при принятии оспариваемого распоряжения, не может быть признан правильным.
Ссылка апелляционного суда на то, что Администрация вопреки правовой позиции, содержащейся в пункте 7.4 Постановления в„– 10-П, не представила доказательств осуществления ею в соответствии с частью 6 статьи 170 ЖК РФ необходимых мер, направленных на проведение общего собрания собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, а также на оказание помощи данным лицам в принятии того или иного решения, разъяснение им порядка его реализации, принятие которых является условием для последующего вынесения решения о формировании фонда капитального ремонта в МКД на счете Регионального оператора, подлежит отклонению.
Из буквального толкования части 6 статьи 170 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 той же статьи, созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет было принято общим собранием собственников помещений 08.04.2014. Следовательно, у Администрации отсутствовала обязанность по проведению общего собрания собственников помещений МКД.
Поскольку апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А56-94995/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН


------------------------------------------------------------------