Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2016 N Ф07-8801/2016 по делу N А56-73562/2015
Требование: Об оспаривании действий таможенного органа.
Обстоятельства: В связи с недоставкой товара по транзитным декларациям обществу были направлены требования об уплате денежных средств по договору поручительства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при утрате товаров, находящихся на временном хранении, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возлагается на владельца склада временного хранения; на момент завершения процедуры таможенного транзита никаких нарушений в действиях перевозчика не выявлено, обязательство поручителя прекращено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А56-73562/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Кудина А.Г., при участии от Выборгской таможни Волынского Н.Г. (доверенность от 11.01.2016 в„– 05/00134), рассмотрев 24.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2016 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу в„– А56-73562/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" (место нахождения: 111020, Москва, 2-я улица Синичкина, дом 9А, строение 10, ОГРН 1047705003895, ИНН 7705512995; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни (место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Железнодорожная улица, дом 9/15, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710; далее - Таможня) в период с 14.05.2015 по 14.07.2015 по возложению на заявителя обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с недоставкой товаров по транзитным декларациям в„– 10206030/270215/0002904, 10206030/270215/0002903 и неисполнением обязанности общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТРАНС-П.Р.А" (далее - ООО "ЮНИТРАНС-П.Р.А"), а также о признании недействительными требований кредитора от 14.07.2015 в„– 5, 6 об уплате денежной суммы по договору поручительства и обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата 3 638 989 руб. 77 коп. взысканной суммы таможенных налогов и пеней за счет обеспечения уплаты таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 215 и 223 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций необоснованно не приняли во внимание "факт привлечения перевозчика к административной ответственности и сведения, содержащиеся в постановлениях по делам об административных правонарушениях в„– 10216000-573/2015 и 10216000-590/2015, а также тот факт, что товары похищены через порез тента в крыше полуприцепа, что не позволяло выявить хищение при приемке товара на склад временного хранения до проведения таможенного досмотра".
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Федеральная таможенная служба (кредитор) и Общество (поручитель) заключили договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими перевозку товаров при таможенном транзите, от 27.10.2014 в„– 10000/071114/П00092, согласно которому поручитель обязуется отвечать перед кредитором за исполнение декларантами таможенной процедуры таможенного транзита, указанными в подпункте 3 статьи 186 ТК ТС и именуемыми в дальнейшем должники, обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней (пункт 1.1). Должники и конкретные размеры финансовых обязательств поручителя перед кредитором за каждого должника (сумма обеспечения) указываются в дополнениях к настоящему договору (пункт 1.2).
В дополнениях от 26.02.2015 в„– 10000000/260215/0065795 и 10000000/260215/0065796 к названному договору определены суммы обеспечения в размере 25 649 000 руб. по транзитной декларации в„– 10206030/270215/0002904 и 12 623 000 руб. по транзитной декларации в„– 10206030/270215/0002903.
ООО "ЮНИТРАНС-П.Р.А" (перевозчик) 27.02.2015 подало в зоне деятельности Таможни (таможенный пост МАПП Брусничное) транзитные декларации в„– 10206030/270215/0002903 и 10206030/270215/0002904 и другие документы (в том числе CMR в„– 71128607 и 71128606) на товары, которые помещены таможенным органом под процедуру таможенного транзита. Место доставки - Балтийская таможня, Кронштадтский таможенный пост (склад временного хранения (СВХ) ООО "Корунд Терминал"), срок доставки - 27.02.2015.
27.02.2015 автомобиль Вольво FH12 с государственным регистрационным знаком В600КУ78 с полуприцепом (государственный регистрационный знак ВВ358078), на котором перевозились товары, помещенные под процедуру таможенного транзита по указанным транзитным декларациям, под управлением водителя ООО "ЮНИТРАНС-П.Р.А" Воробьева Ю.П. прибыл в постоянную зону таможенного контроля ООО "Корунд Терминал", находящуюся в регионе действия Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни.
В тот же день (27.02.2015) инспектором Балтийской таможни проведен осмотр прибывшего автотранспорта, в ходе которого не выявлены повреждения грузового отделения транспортного средства, а также нарушения, снятия, наложения средств идентификации (подтверждения о прибытии транспортного средства от 27.02.2015 в„– 10216022/270215/0001395 и 10216022/270215/0001396).
28.02.2015 таможенная процедура таможенного транзита завершена.
Грузополучателем (ООО "Системные проекты") 02.03.2015 в отношении спорных товаров на Кронштадтский таможенный пост Балтийской таможни подана декларация на товары в„– 10216022/020315/0002680 в целях их выпуска в режиме "для внутреннего потребления".
10.03.2015 и 12.03.2015 должностными лицами Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни проведен таможенный досмотр товаров, в результате которого обнаружено частичное отсутствие товаров и нарушение целостности тента полуприцепа (государственный регистрационный знак ВВ358078), что послужило основанием для вынесения определений о возбуждении в отношении перевозчика дел об административных правонарушениях в„– 10216000-573/2015 и 10216000-590/2015 применительно к части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом названных обстоятельств Таможня 07.05.2015 составила акты об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в„– 10206000/070515/0000094, 10206000/070515/0000095 и направила Обществу требования кредитора об уплате денежной суммы по договору поручительства от 14.07.2015 в„– 5 на сумму 1 656 523 руб. 70 коп. и в„– 6 на сумму 1 982 466 руб. 07 коп., которые исполнены поручителем 25.08.2015.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с вышеназванными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными, установив, что имеющимися в деле доказательствами подтверждаются завершение 28.02.2015 процедуры таможенного транзита и прекращение в тот же день как обязанности перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товара, так и поручительства заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (пункт 1 статьи 215 ТК ТС).
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен, а также обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись (пункты 1 и 2 статьи 223 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 ТК ТС при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
Порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита определен в статье 225 ТК ТС, согласно которой процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления (пункт 1), таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 5).
После завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров). Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 в„– 2688).
Из пункта 15 названного Порядка следует, что если в процессе принятия товаров на хранение либо в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) либо уполномоченным лицом осуществляется разделение товарной партии, и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченное лицо путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.
При выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров, находящихся на временном хранении (за исключением случаев уничтожения, безвозвратной утраты вследствие действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения), использовании товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях временного хранения товаров, владелец СВХ либо лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в ином месте временного хранения, обязаны исполнить обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном статьей 172 ТК ТС (пункт 60 вышеназванного Порядка).
Исходя из положений статьи 172 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение, прекращается у перевозчика при размещении товаров на складе временного хранения либо принятии их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения. При этом такая обязанность возникает у владельца склада временного хранения - с момента размещения товаров на СВХ.
В силу пункта 1 статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, и такое условие прямо закреплено в пункте 3.3 договора поручительства от 27.10.2014 в„– 10000/071114/П00092, согласно которому дополнение к этому договору вступает в силу в установленный таможенным органом отправления срок таможенного транзита. Поручительство, предусмотренное вступившим в силу дополнением, распространяется только на обязанность должника по уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней, предусмотренную таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, с момента ее возникновения.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что согласно отметкам на CMR в„– 71128607 и 71128606 ООО "Корунд терминал" 28.02.2015 осуществлена приемка спорного товаров на склад временного хранения, при которой не выявлено фактов повреждения или порчи спорного товара, а также несоответствия товара по наименованию и количеству грузовых мест, весу, сведениям, содержащимся в транспортных или коммерческих документах. В ходе административных расследований по делам об административных правонарушениях в„– 10216000-573/2015 и 10216000-590/2015, на материалы которых ссылается податель жалобы, день утраты части спорного товара таможенным органом не установлен.
Исходя из системного толкования вышеназванных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, судебные инстанции правильно установили, что обязанность перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении спорных товаров прекращена 28.02.2015, поскольку на момент завершения процедуры таможенного транзита никаких нарушений в действиях перевозчика не выявлено, в связи с чем сделали правомерный вывод о прекращении с того же дня и обязательства поручителя.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Реализация судом первой инстанции названного процессуального положения, во исполнение которого на Таможню возложена обязанность возвратить Обществу 3 638 989 руб. 77 коп. взысканных таможенных налогов и пеней, основана на установленных обстоятельствах, обеспечивает скорое и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ) и специфике административного судопроизводства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2016 по делу в„– А56-73562/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------